LEONARDO 2019 ФЕСТИВАЛЬ АРХИТЕКТУРНАЯ ОСЕНЬ
100 лет архитектору Сергею Степановичу Мусинскому

Сергей Степанович принадлежит к поколению зодчих Беларуси, чей расцвет творчества пришелся на 60-80 годы ХХ века.

В работах этого поколения зодчих сконцентрировались все противоречия этого периода советского градостроительства.

Сергей Степанович Мусинский родился  21 сентября 1920 году в Вологодской области. После окончания в 1952 году Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры работает в Минске и только для Беларуси.

Несколько лет Сергей Степанович работал в Белгоспроекте, но свои основные работы он выполнял в институте Минскпроект. В это время рядом с Мусинским работали мастера и коллеги одного поколения, получившие дипломы архитекторов в различных ВУЗах СССР: Г. Бенедиктов, М. Бакланов, Е.Заславский, О. Ладыгина, Ю. Шпит в Белгоспроекте и В. Афанасьев, С. Ботковский, Г. Сысоев, Н. Шпигельман, в Минскпроекте.

В раннем периоде своего творчества молодой зодчий отдал дань господствующему в советской архитектуре неоклассическому стилю. Его общежитие Белорусского политехнического института на Ленинском проспекте (ныне проспект Независимости) имеет хорошие пропорции, красиво нарисованные детали фасадов - во всем чувствуется рука мастера. Здание органично вошло в ансамбль зданий Белорусского политехнического института.

В конце 50-х – начале 60-х годов (эпоха «борьбы с архитектурными излишествами») главным архитектором проектов С.С.Мусинским созданы жилые дома в застройке второй очереди Ленинского проспекта. Это 6-9-ти этажные дома со встроенными магазинами от ул. Сурганова до площади Калинина, а также жилой дом с кафе «Бульбяная» и учебный корпус института физкультуры. Большинство этих работ выполнено в соавторстве с архитектором Георгием Васильевичем Сысоевым.

Для жилых домов Мусинского и Сысоева этого периода характерны крупный ритм эркеров или остекленных лоджий на фасадах, ленточное остекление первых этажей, индивидуальное силуэтное завершение. Главное во всех работах – создание лаконичными архитектурными средствами крупномасштабного градостроительного ансамбля.

Все здания имеют узнаваемые черты и детали советской архитектуры своего времени. Но именно эти здания давно стали знаковыми для города Минска, а Сергей Степанович вместе с другими авторами застройки Ленинского проспекта получил в 1968 году первую Государственную премию БССР в области архитектуры, а в 1973 году – звание заслуженного архитектора БССР.

В те же годы по проектам Мусинского строятся: Дворец культуры текстильщиков по ул. Маяковского в Минске (в соавторстве с Л. Каджар). Здание имеет четкое симметричное решение, хорошие пропорции фасадов, сочетание крупных витражей и глухих стен с художественными рельефами.

Комплекс зданий Мингорисполкома (в соавторстве с Г.Сысоевым) и вторая очередь гостиницы «Минск» (в соавторстве с Г.Сысоевым и Д.Кудрявцевым) наиболее яркие представители общественных зданий Минска своего периода. Оставленные ЦК КПСС в распоряжении архитекторов небольшие возможности использованы максимально. Здания лаконичны и выразительны, но, как признавался сам Сергей Степанович, здание Мингорисполкома не проектировалось для гигантской площади, которая была сформирована позднее, и автор в 70-90 годы разрабатывал варианты надстройки здания, которые, к сожалению, не воплощены.

За несколько лет работы в Белгоспроекте Мусинским  созданы санаторий «Белоруссия» в Сочи, здание  Гомельского облисполкома и другие.

Затем опять работа руководителем комплексной мастерской в Минскпроекте. Здесь под руководством Сергея Мусинского трудятся более ста проектировщиков различных специальностей, разрабатываются проекты крупных комплексов 12-ти этажных общежитий с предприятиями обслуживания в первых этажах на улицах Кульман, Карбышева, Цнянской и многие другие объекты в городе Минске.

Комплекс НИИ средств автоматизации на Ленинском проспекте в Минске (в соавторстве с Д. Кудрявцевым) отличается контрастным сочетанием различных корпусов, остекленных и глухих плоскостей. Правильно найденный градостроительный масштаб выгодно отличает комплекс от других аналогичных объектов.

Здания Дворца искусств по ул. Козлова (в соавторстве с Н. Кравковой) также стало символом архитектуры общественных зданий Минска начала 70-х годов. Здесь, как и в других сооружениях Мусинского, сочетание крупных остекленных и глухих объемов дополняется насыщенным голубым цветом фасадов, контрастирующих с архитектурой соседних зданий. Интересны лаконичные интерьеры этого крупного выставочного комплекса.

Все работы в БССР 60-70 годов ХХ века создавались в условиях дефицита строительных материалов, изделий, повсеместного применения типовых и повторных проектов, нехватки специалистов проектировщиков, тотального диктата строителей и идеологических работников, постоянных оглядок на Москву с разбором для последующего применения господствующих там вкусовых и стилевых предпочтений. В этих условиях каждая новая индивидуальная работа Мусинского и его коллег-мэтров становилась явлением отечественной архитектуры.  

Крупнейшей работой С. Мусинского стал комплекс жилых и общественных зданий по улице Немига. Это был белорусский отклик на строительство проспекта Калинина (Нового Арбата) в Москве. Создание проекта Мусинский начал после победы в Минскпроектовском конкурсе. По предложению автора, с двух сторон улицы Немига, от улицы Республиканской (Городской вал) до Парковой магистрали (проспект Победителей), предлагалось соорудить крупнейший и современнейший градостроительный ансамбль Минска. В него входили, кроме трехэтажного стилобата с крупными магазинами, 9-12-ти этажный жилой комплекс и три 18-20 этажные административные  здания на противоположной стороне улицы. Главным связующим элементом комплекса по проекту становилась пешеходная платформа длиной более 300 метров поднятая над тротуарами Немиги.

За почти тридцатилетнюю историю проектирования и строительства, была воздвигнута только половина комплекса и то с большими отклонениями от проекта Мусинского. Масштаб задуманного автором виден только в ширине лестницы у торгового дома «На Немиге». Лестница со стороны ул. Городской Вал, застройка с противоположной стороны Немиги и здание ресторана Макдональдс уже осуществляются по проектам других авторов, не имеющих общего замысла  и размаха проекта Мусинского.

Главная причина, по которой полностью не осуществлен грандиозный проект Мусинского – это игнорирование исторической градостроительной ткани девятисотлетнего города. Транспортная схема, по которой древнейшая улица города Немига была расширена, а историческая застройка прилегающих кварталов снесена, была заложена во все послевоенные генпланы Минска и выполнена до начала проектирования комплекса.

Неудовлетворенность и понимание этого противоречия генплана города пришло архитектурной общественности уже после строительства комплекса Мусинского.

Время выявило такие недостатки проекта, как отсутствие автостоянок, не соответствие гидрогеологическим условиям участка, затрудненный доступ пешеходов на платформу – «изюминку» комплекса. Заказчики и строители не смогли справиться с таким объектом. Это происходило из-за отсутствия должного внимания властей, неразвитости строительной базы, экономии и псевдоэкономии на всем, включая отделочные материалы, эскалаторы, лифты. Все это привело к долгострою и к многочисленным корректурам первоначального замысла.

На всем протяжении проектирования и строительства комплекса Мусинский показывал свои удивительные бойцовские качества в борьбе за проект и небывалые творческие возможности, однако обстоятельства оказались сильнее.

Еще и сегодня Минск имеет не только разрезанный транспортной артерией исторический центр, но и не получившийся крупнейший градостроительный ансамбль второй половины  ХХ века, который уже стал памятником эпохи.

Одной из важнейших задач городских властей и архитектурной общественности является достойное завершение ансамбля уже без основного автора. На мой взгляд, при любых вариантах дальнейшей реконструкции, необходимо связать пешеходную платформу Мусинского с аналогичной платформой на противоположной стороне улицы не одним, а несколькими пешеходными мостиками, как это было предусмотрено проектом мастера. Сегодня необходимо модернизировать комплекс, установить необходимое число лифтов и эскалаторов для связи пешеходной платформы с основными направлениями движения пешеходов; отреставрировать весь ансамбль и вдохнуть в него новую жизнь при помощи современных строительных отделочных материалов и оборудования.

 В мире есть много удачных примеров контрастного сочетания исторической застройки разных эпох с модернистской архитектурой ХХ века. Архитектура исторического центра Минска должна стать одним из таких ансамблей вместе с обновленным и заверенным комплексом на улице Немига.

Это станет лучшим памятником зодчему Сергею Мусинскому.

В библиотеке Республиканского дома архитекторов висит громадная акварель Сергея Степановича под названием Градостроительный совет в Минске. В ней с портретным сходством изображены все ведущие архитекторы БССР 70-х годов ХХ века. В роли докладчика сам С.С. Мусинский.

Картина напоминает известную картину Ильи Репина Государственный совет Российской империи 1901 года и говорит о таланте живописца Сергея Мусинского.

Мы, младшие коллеги и ученики всегда будем помнить Сергея Степановича Мусинского - талантливого архитектора и художника, опытного руководителя и наставника больших коллективов, бескомпромиссного борца за Архитектуру, мастера, оставившего крупные вехи в застройке Минска. По его объектам изучают историю белорусской архитектуры уже несколько поколений архитекторов. Давайте все вместе сбережем его творческое наследие и наследие его современников для будущих поколений.                                                                     

архитектор Михаил Гаухфельд