LEONARDO 2019 ФЕСТИВАЛЬ АРХИТЕКТУРНАЯ ОСЕНЬ
«Архитектора всегда пытаются приземлить». Заслуженный зодчий страны — об особенности профессии и застройке Минска

Если составлять список лучших архитекторов современной Беларуси, имя Виктора Крамаренко, бесспорно, будет в числе первых. Недавно ему исполнилось 75 лет. Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с мастером о профессии, творчестве и роли зодчего в нашем обществе.

— Виктор Владимирович, сегодня могли бы представить себя в другой профессии?

— Нет, со школьных лет знал, что стану архитектором, на это меня нацеливали родители, они были строителями. Видели, что я постоянно рисовал здания (улыбается). Благодарен отцу и маме, что вдохновили на этот путь, потому что профессия мне нравится. По душе процесс созидания.

— Для вас архитектура — это…

— Гармония функции и красоты, поиск идеала, хотя обычно он остается недостижимым, ведь в процессе проектирования приходится идти на определенные компромиссы, оптимизировать какие-то решения, исходя из реальных возможностей строительного процесса, из выделенного финансирования. Архитектора всегда пытаются приземлить.

— А что в профессии не воспринимаете?

— Типовое проектирование, за всю жизнь не сделал ни одной такой работы, хотя трудился в двух крупных институтах. А там занимались в основном массовым типовым жильем и объектами соцкультбыта. Архитекторам было позволительно работать лишь над некоторыми деталями индустриальных серий. Я осознанно на это не шел, занимался индивидуальными проектами.

Считаю, что стандартное проектирование, может, и сыграло свою роль, но нанесло громадный урон облику наших городов, уравняло среду проживания. Понятно, что ставилась цель за счет такого конвейера обеспечить всех жильем. Но уверен, что нужно по возможности максимально переходить на индивидуальный подход к формированию архитектуры наших городов, решению их комплексных проблем и модернизации индустриальной базы. По-настоящему индустриальное домостроение — система, позволяющая мобильно и адекватно реагировать на все новое, что возникает в проектах, что задумывают зодчие и инженеры. Архитектор должен лидировать в этом деле и увлекать за собой развитие строительной индустрии.

Фрагмент деревни гипермаркетов в Сенице

— Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы повысить уровень архитектуры в стране?

— Уверен: чтобы наши города стали интереснее, архитектор должен быть лидером процесса застройки. Его слово должно главенствовать. А сегодня коллеги теряют лидерские функции, которые должны выполнять, создавая уютную среду обитания. Раньше такого не было. Когда мы проектировали вокзал, библиотеку, обелиск «Минск — город-герой», кинотеатр «Москва», это делалось по конкурсу. Но чтобы выиграть, надо было мобилизовать все свое творческое «я», создать достойный объект.

Сейчас конкурсы почти не проводятся. А когда их нет, уровень проектов падает. Мы не раз поднимали эту тему в профессиональной среде.

Но проблема в том, что заказчик имеет право проектировать даже знаковые объекты без конкурса. Законодательство позволяет, этим и пользуются, ведь так проще и дешевле выходит. В итоге появляются невыразительные объекты, шаблонные, серые. Иногда на этом фоне возникают более яркие пятна, но не более.

— Выходит, конкурс — один из путей поиска смелых, нестандартных решений?

— Приведу пример из собственной практики. Мы с Михаилом Виноградовым, когда создавали проект «алмаза знаний», особенно не задумывались о возможности его реализации. Строители констатировали: по нашему проекту построить нереально. Но когда Глава государства принял смелое решение о возведении объекта, пришлось всем подтянуться до уровня «нереального» проекта. Это был толчок и для развития строительного комплекса республики.

Думаю, надо доработать существующие положения и возвращаться к конкурсной системе для разработки знаковых объектов и новых жилых кварталов. Если приходит инвестор, то ставить условия для него, записать ему в обязанность делать это на конкурсной основе, чтобы получалась застройка, скажем, уровня Новой Боровой. Я лично в восторге от того, что сделали в этом микрорайоне архитекторы вместе с заказчиком: великолепное благоустройство, организация дворовых пространств, решение по парковкам. Прибавь к этому индивидуальные проекты домов, уровень был бы еще выше. По такому пути должны развиваться все районы. Рискну обратиться к руководству Минска с просьбой о поддержке организации архитектурных конкурсов для столицы с целью совершенствования уровня застройки города.

Минский проспект в «Великом камне»

— В каком направлении, на ваш взгляд, нужно двигаться, формируя застройку, в том числе уже сложившуюся?

— Думаю, полезно обратиться к опыту создания шедевра зодчества — проспекта Независимости. Это взаимосвязанный по стилю, пропорциям, мельчайшим деталям ансамбль — от силуэта застройки до художественного оформления. В нем нет места случайным объектам. Это как музыкальное произведение, сыгранное без фальшивых нот.

Сегодня, если проектируется отдельное здание, оно должно вписываться в контекст существующей застройки. Если нет архитектурной идеи формирования улицы, она должна быть создана вплоть до фасадов и ландшафта.

— Можете привести примеры такого подхода из своей практики?

— Недавно с Юрием Мамлиным и молодыми коллегами выполнили эскизный проект Минского проспекта в «Великом камне». Это единый ансамбль. В его составе не только здания, но и парк, бульвары, пешеходные зоны, площадь Дружбы с памятником. Вся застройка состоит из различных по архитектуре зданий. При этом каждый фрагмент увязан по пропорциям и стилю.

Еще один пример. Наша мастерская недавно выиграла тендер на благоустройство Копыля — там должны проходить «Дожинки» и День белорусской письменности. Работа настолько увлекла, что мы вышли за рамки поставленной задачи и выполнили концепцию преобразования исторического центра города. Такой системный подход, уверен, выведет его на уровень европейского. Реализацию можно вести постепенно.

Копыль. Проект реконструкции исторического центра города

— Вы привели в пример тендер. Так, может, это альтернатива конкурсу?

— Тендеры автоматически направлены не на поиск прогрессивных архитектурных решений и качество создаваемой для жизни среды, а на выбор самого недорогого подрядчика по проектированию и строительству. Выигрывает не тот, кто сможет, условно говоря, создать шедевр, а тот, кто выполнит работу подешевле. Любому строительному тендеру должна предшествовать архитектурно-художественная концепция. После согласования на ее основе целесообразно проводить торги на выбор генподрядчика для проектирования. Уверен: это позволит придать новое качество архитектуре Беларуси.

Справочно

В. Крамаренко — заслуженный архитектор страны, дважды лауреат Государственной премии Беларуси — за проекты железнодорожного вокзала в Минске и Национальной библиотеки. Работал в институтах «Белгоспроект» и «Минскпроект», в последней организации был в том числе главным архитектором. В 1990 г. создал персональную творческую мастерскую.

Среди работ, которые он выполнял с коллегами, — кинотеатр «Москва», стела «Минск — город-герой», музей истории Великой Отечественной войны, бизнес-центр «Футурис» в Минске, деревня гипермаркетов в Сенице, лечебный корпус санатория «Беларусь» в Друскининкае, археологический музей «Берестье» в Бресте, здание театра драмы и комедии им. В. Дунина-Марцинкевича в Бобруйске и др.

Источник: Минск - Новости