УДК 72:2-12
Игорь Малков
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы генезиса, стилистических, образных и конструкционных особенностей архитектуры православных храмов, пути развития культовой архитектуры в настоящее время. Анализируются тенденции возведения культовых сооружений, имеющих немаловажное значение в формировании градостроительных структур городов и сельских населенных пунктов, а также проблемы реконструкции и восстановления церковных зданий. Поскольку в последние годы роль церкви в жизни общества значительно возросла, затронута тема влияния религиозных духовных ценностей на воспитание молодежи.
Annotation. The article deals with the issues of genesis, stylistic, figurative and structural features of the architecture of Orthodox churches, the ways of development of religious architecture at the present time. The trends in the construction of religious buildings, which are of no small importance in the formation of urban structures of cities and rural settlements, as well as the problems of reconstruction and restoration of church buildings, are analyzed. Since in recent years the role of the church in the life of society has increased significantly, the topic of the influence of religious spiritual values on the upbringing of young people is touched upon.
Введение
В связи с активизацией движения за возрождение культурного наследия Беларуси особое внимание с 1980-х годов начало придаваться культовой архитектуре. Возобновилась деятельность православных и католических храмов, создаются условия для реставрации и реконструкции разрушенных культовых сооружений. Ведется проектирование и строительство церквей в городах, районных центрах, агрогородках. Наиболее активно осуществляется строительство православных храмов.
В последние годы роль церкви в жизни общества значительно возросла. Заметно это и в том, что молодежь активно приобщается к духовным религиозным ценностям. Дух понимания и сотрудничества проявляется между руководством государства и членами Синода Белорусской православной церкви.
По данным Уполномоченного по делам религий и национальностей РБ, в стране православных – около 48% населения (более 80% верующих); Белорусский экзархат включает 11 епархий. Действуют 7 духовных учебных заведений, в том числе духовная академия и духовная семинария в Жировичах (Слонимский район Гродненской области), духовная семинария в Витебске, 3 духовных училища, а также 14 мужских и 20 женских монастырей, 54 братства и 112 сестричеств. Богословов также готовят в Теологическом институте Белорусского госуниверситета и Витебском государственном университете имени Петра Машерова. Как неоднократно отмечает Глава Государства, церковь «вносит огромный вклад в укрепление самобытных духовных ценностей и идеалов белорусского народа»[1].
Основная часть
В современных условиях актуальными становятся вопросы изучения истории создания, эволюции и современного формирования культовых сооружений, в первую очередь православных церквей. Со времени принятия христианства на славянских землях прошло более 1000 лет. Именно тогда возникли первые храмы, возведенные на местах языческих памятников и местах поклонения наших далеких предков. На протяжении тысячелетней истории существования православных храмов выработаны определенные принципы их возведения и архитектурного формирования. Вместе с тем время неизбежно вносило коррективы во внешний облик построек, условия и способы их возведения.
Прерванное более чем на 70 лет строительство культовых сооружений привело к тому, что перед современными архитекторами встала новая проблема и многие из них оказались не готовыми к ее решению. Проектирование важных в общегосударственном масштабе сооружений, отвечающих задачам духовного возрождения народа и имеющих немаловажное значение в формировании градостроительных структур городов и сельских населенных пунктов, зачастую выполняется неудовлетворительно.
Можно выделить две основные причины создавшейся ситуации:
Основными типами православных культовых зданий являются церковь и часовня. Различия между ними в том, что часовня не предназначена для проведения основной службы – литургии (обедни) и потому, как правило, не имеет алтаря.
По отношению к православным культовым сооружениям используется несколько названий. Одно из них – «храм» – наиболее общее определение церковного здания, применяемое ко всем православным соборам и церквам, а иногда и к часовням.
Церковь – основной тип православного здания, обязательным признаком которого является наличие алтаря, необходимого для проведения литургии.
Собор – особый статус церкви, присваиваемый обычно по причине какого-то особенного ее положения. Так, статус собора получает кафедральный храм, в котором служит правящий архиерей. Он может быть присвоен также главному храму города, монастыря и имеющим особое значение храмам в столицах. Присвоение статуса собора, как правило, никак не сказывается на облике и устройстве церкви, поэтому отличить церковь от собора по внешним признакам нельзя.
Часовня, как правило, – небольшое церковное строение, предназначенное не для литургии, а для богослужений суточного круга, в частности часов (откуда и происходит название).
Часовни могут быть возведены в местах, где есть потребность в помещении для общественной и частной молитвы (например, на кладбище, на вокзале), на историческом и духовно важном месте, на местах захоронений (часовня-усыпальница), над святыми источниками и колодцами (надкладезная часовня). Над некоторыми значимыми святыми источниками строится часовня-купель. Есть часовни, вовсе не имеющие внутренних помещений, так называемые часовенные столбы.
Таким образом, храм (церковь) есть особое здание, посвященное Богу, – «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. Наружный вид храма отличается от других зданий тем, что над ним возвышается купол, изображающий небо. Купол завершается главою, на которую ставится крест во славу главы Церкви – Иисуса Христа. Над входом в храм сооружается колокольня. Колокольный звон является сигналом для сбора верующих на молитву и возвещением о важнейших частях совершаемой в храме службы.
Снаружи перед входом в храм устраивается паперть (площадка, крыльцо). Внутри храм разделяется на три части: притвор; собственно храм, или средняя часть, где стоят молящиеся; алтарь, где священнослужителями проводятся Богослужения и находится главное место во всем храме – святой престол, на котором совершается таинство святого причащения.
Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом – перегородка, на которой размещается несколько рядов икон. Иконостас имеет три дверных проема – трое врат. Средние врата называются царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы невидимо проходит в святых дарах. Через царские врата никому, кроме священнослужителей, не разрешается проходить.
Чтение и пение молитв, совершающееся в храме по особому чину (порядку) во главе со священнослужителем, называется богослужением. Самое важное богослужение – литургия или обедня (совершается до полудня). Во время нее вспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство причащения, которое установил Христос на Тайной вечере.
В результате трех разделов Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией согласно Петербургским конвенциям 1772, 1793 и 1795 гг. территория нынешней Беларуси вошла в состав Российской империи. Это существенно ускорило продвижение идей православия в белорусских землях, чему способствовало повсеместное строительство православных храмов. При их возведении неизбежно сказывалось влияние архитектуры и российского опыта возведения культовых зданий.
При строительстве храмов зачастую используются традиционные приемы древнерусской каменной архитектуры. Особенность русского зодчества, проявляющаяся в четком и выразительном силуэтном построении архитектурных композиций, является следствием многовекового опыта. Он заключается в следующем: приспособление к суровым природно-климатическим условиям; заимствование у Византии сводчатой конструктивной системы и крестово-купольной композиции, переработанной и приспособленной к более северным широтам путем обязательной постановки куполов на высоких световых барабанах; строительство зданий на просторах равнинной страны, что требовало сооружения высоких ориентиров – своеобразных «маяков», видимых издалека и своими образными силуэтами обозначающих тот или иной населенный пункт или культовое сооружение; использование силуэтного характера культовых зданий, способствующего их выделению среди массовой жилой застройки поселений.
Ярким примером следования этим традициям является Свято-Петро-Павловский собор в Гомеле, возведенный в 1808–1824 гг. Он стоит на высоком мысе, образованном рекой Сож и ранее существовавшим притоком Гомеюк. Благодаря этому собор господствует над окружающим пространством поймы реки. В современных условиях главный его фасад обращен к центральной площади города, поэтому здание активно участвует в формировании ее архитектурно-планировочного решения. Силуэт собора и в настоящее время играет важную роль в архитектурной организации центральной части Гомеля, хорошо обозреваемой со стороны заречного Новобелицкого района.
![]() |
| Фото 1. Свято-Петропавловский собор, г. Гомель |
Другим примером использования традиций культового строительства в современной жизни является восстановление Свято-Николаевской церкви в районе Волотова.
![]() |
| Фото 2. Свято-Николаевская церковь в микрорайоне «Волотова», г. Гомель. Вид восстановленной церкви |
Эта каменная церковь построена в 1801–1805 гг. по инициативе и на средства российского графа Н.П. Румянцева. Разрушенная в годы Великой Отечественной войны, она была реконструирована и возвращена к жизни по своему прямому назначению в 2006 г.
Длительное время изуродованное войной здание являлось укором жителям города за пренебрежение к своей истории и духовной культуре. Сегодня компактное и скромное по архитектуре здание церкви, стоящее на высоком берегу старого русла реки Сож, оживляет архитектурно-композиционные решения микрорайона, замыкая перспективу вновь застраиваемой улицы имени Головацкого.
Говоря об использовании традиций в современном культовом строительстве, нельзя обойти вопрос об особенностях реконструкции и реставрации церковных зданий. Не праздным при восстановлении разрушенных церквей представляется вопрос условий и требований к их реновации. Старые церковные здания являются памятниками архитектуры своего времени. Вместе с тем за период существования в их облике происходили неизбежные изменения в связи с социальными преобразованиями в обществе (период атеизма и др.). В процессе эксплуатации культовые здания претерпели всевозможные достройки, перепланировки, изменение внешнего и внутреннего образа. В связи с этим неизбежно встает вопрос: облик какого исторического этапа в жизни здания следует принимать в качестве образца для восстановления?
Все это должно учитываться проектировщиками и строителями. Многие элементы старых зданий в современных условиях либо не изготавливаются, либо выполняются по новым технологиям и из новых материалов. Вполне логичным является требование выполнять обновленные элементы по технологии и из материалов, максимально соответствующих его историческому прошлому. В современных условиях это значительно дороже и более трудоемко, чем конструкции и элементы, выпускаемые заводами строительной индустрии. В качестве примера можно привести различия в рисунке, размерах и материале дверей и окон прежней и нынешней конструкции.
Безусловно, современные строительные технологии, материалы и способы производства работ могут и должны использоваться при возведении новых церквей. Ярким примером современного строительства является небольшая церковь Святого апостола Иоанна Богослова в населенном пункте Березки вблизи Гомеля.
![]() |
| Фото 3. Церковь Святого апостола Иоанна Богослова, д. Березки |
Наружные кирпичные стены церкви, имеющей размеры в плане 8,6х14,2 м, возведены традиционным способом, а покрытие в виде купола со световым барабаном и венчающей главой, собранные на земле, будут затем установлены на стену подъемным краном.
В архитектуре церквей нашли отражение многолетний опыт зодчих и традиции народа. Большинство православных церквей – здания своеобразной, монументальной архитектуры – вносят в градостроительную структуру населенных мест элементы торжественности, красоты. В рациональной застройке городских микрорайонов и сельских поселений купола и сверкающие на солнце главы церквей, без сомнения, украшают и оживляют архитектурно-композиционное решение. Достаточно взглянуть на церковь Иверской Иконы Божьей Матери по ул. Быховской и комплекс Свято-Никольского православного мужского монастыря на перекрестке ул. Д. Бедного и Клубного переулка в Гомеле.
![]() |
| Фото 5. Свято-Никольская церковь мужского монастыря, г. Гомель |
Еще более значима роль церквей в сельских населенных местах, агрогородках. Рядом с такими зданиями, которые служат притягательными объектами для большинства селян, может формироваться второй общественный центр. Велика их роль как высотных доминант и в формировании силуэта агрогородка.
Культовые сооружения являются материальными центрами формирования духовности народа. Здесь уместно привести слова дважды Героя Социалистического Труда, бессменного на протяжении почти 50 лет бывшего председателя СПК «Советская Белоруссия» Каменецкого района Владимира Леонтьевича Бядули. На вопрос корреспондента газеты «Советская Белоруссия»: «Что Вам больше всего недостает сегодня?» он ответил: «Духовности. Именно поэтому мы всем миром взялись строить храм. Восемь лет он возводился, и еще три года делали роспись. Хозяйство затратило большие средства. Благо экономика хозяйства позволила. Сейчас без преувеличения скажу: чудо-храм наконец вознесся над нашей центральной усадьбой. Теперь у нас не храм, а подлинное произведение искусства. И люди, естественно, потянулись в него: венчания, проповеди, отпевания, прекрасные православные праздники собирают в храм сотни людей. Мне радостно видеть, как жизнь моих односельчан наполняется чудесным духовным смыслом».
Конечно, такие сооружения, являющие собой, как правило, прекрасные образцы архитектурного творчества, должны гармонично вводиться в архитектурно-композиционное решение агрогородков.
И здесь уместно сказать о сформировавшихся традициях в размещении церквей в городах и сельских населенных местах. При выборе места для строительства новой церкви следует руководствоваться следующими факторами: религиозными установками и традициями, функциональными удобствами территории, эстетическими соображениями. Только учет всех трех факторов дает возможность выбрать наиболее удачное место для церкви.
Заключение
Все вышесказанное находит отражение в подготовке молодых архитекторов в Белорусском государственном университете транспорта. На кафедре «Архитектура и строительство» вопросы культового просвещения студентов занимают важное место. Темы курсовых и дипломных проектов непременно включают определенное количество разработок культовых сооружений. Причем во многих случаях делается это по просьбе самих студентов. На занятиях будущие архитекторы с любовью и скрупулезностью выполняют макеты православных и католических храмов. Периодически в университете устраиваются выставки, на которых презентуются лучшие из выполненных работ – макеты, курсовые и дипломные работы.
![]() |
| Фото 6. Выполненный студентами макет Свято-Петро-Павловского собора |
Преподавателями кафедры издана монография «История и современность каменных православных храмов Белорусского Полесья», одобренная и с интересом воспринятая членами Гомельской Епархии. Преподавателями кафедры издаются методические пособия по курсовому проектированию, публикуются статьи по вопросам проектирования храмов.
Весьма важно, что студенты и преподаватели кафедры не замыкаются на камеральной работе в стенах университета. При их активном участии по просьбе членов Епархии студенты принимали активное участие в формировании архитектурного облика и разработке проектов интерьера двух храмов – Преподобного Сергея Радонежского в районе Гомеля «Старая Мильча» и Рождества Пресвятой Богородицы в агрогородке «Урицкое».
![]() |
| Фото 8. Храм Рождества Пресвятой Богородицы, аг. «Урицкое» |
Давнее и плодотворное сотрудничество членов Гомельской Епархии и преподавателей кафедры «Архитектура и строительство» оказывает самое благотворное влияние на формирование подрастающего поколения архитекторов.
Литература