Сергей Сергачёв
Типологическая цепочка объектов розничной торговли, вынесенная в заголовок статьи, с одной стороны, занимательна как некая игра слов, с другой – отражает множество образов, которые неизбежно вводит в архитектуру обычный буднично-повседневный процесс: кому-то необходимо что-то купить, а кому-то надо что-то продать. Конечно, эта цепочка неполная. Нет универсама, нет торгового центра, нет еще чего-то. Нет даже киоска, которому удается свои витрины придвинуть максимально близко к потенциальному покупателю, чтобы у него появилось больше соблазна и возможностей приобрести газету, журнал с кроссвордами, мороженое или шоколадку. Это разнообразие типологии, которое было реакцией на технологии торговли и в итоге стало следствием развития торгово-денежных отношений¸ начиналось не с объектов объемной архитектуры. Вначале был Рынок в виде достаточно свободного пространства. Появлялся он не в каждом поселении, а в тех, что покрупнее, где покупателей больше. И это присуще не только Беларуси, так было у всех народов и во всех странах.
В ХIII–ХIV вв. установились основы Торгового права – системы законодательных мер для усиления роли торговли и свободного передвижения купцов. Начинаются изменения в организации внутренней торговли, в сельской местности товары закупают не только приезжие купцы, но и торговцы ближних городов. Торг – официальное место в средневековом городе для торговых операций – уже не справлялся со своей функцией. Ответ архитектуры был мощным – нужен принципиально новый город с регулярной планировкой вместо извилистых улочек и несистемных кварталов, с новым центром в виде обширной рыночной площади вместо тесного торга у стен замка. Модернизация городской застройки в XV–XVII вв. это обеспечила. Конечно, в ярмарочные дни рынок по-прежнему заставлен возами с товарами, неудобств хватало.
![]() |
| Фото 1. Рынок в Крупках. Фото начала ХХ в. |
Но появилась возможность это упорядочивать, хотя бы продажей товаров рядами, с соответствующей установкой прилавков и лавок. Кроме простейших прилавков использовали и более сложный их вариант – легкая каркасная конструкция из досок и брусьев, которая была основой и прилавка, и крыши над рабочим местом продавца.
Книги могилевского магистрата XVII в. упоминают 26 разных рядов лавок на рынке, что позволяло организовать проходы и проезды между ними.
![]() |
| Фото 2. Рынок в Новогрудке. Фото начала ХХ в. |
Этим избегали хаоса и придавали потокам покупателей рациональные направления, что, кстати, является основным и в современных объектах торговли. В Слуцке на рынке в 1683 г. имелись «крамы суконные», «крамкі рухлядныя (для разной мелочи)», «крамкі абутковыя», «каморкі мясныя», «шопы (навесы) для шаўцоў (портных)», «шопы для рамеснікаў» и др. А в 1642 г. там были ряды даже для отдельной продажи пшеничного и ржаного хлеба: удобнее и покупателям, и продавцам. Над воротами, которые вели на этот рынок, вывешивали знамя – «Гандлёвую харугву»: подъем означал начало торгов, спуск – завершение. А это не только упорядочивание и ритуалы торгового дела, но и развитие торговых технологий, улучшение эстетики городской среды.
В городах и местечках традиционным было устройство «крамы» в той части жилого дома, которая выходила на улицу, а если повезло, то и на Рыночную площадь.
![]() |
| Фото 3. Жилые дома с «крамамі» на бывшем рынке в Дятлово |
В архитектурном декоре домов с лавками активно использовали украшения – художественная трактовка дверного полотна, резной декор карнизов, устройство галерей с выгнутыми подкосами, узорная кирпичная кладка стен и их углов, фронтонов и обрамлений окон. Двери делали двойными, с окошками в верхней части, что улучшало освещение интерьера и увеличивало безопасность. Активные архитектурно-художественные средства отвечали стремлению торговцев привлечь к лавке внимание покупателей.
| Фото 4. Жилые дома с «крамамі» в Новогрудке |
Но каждый торговец мечтал о своей лавке прямо на рынке или хотя бы как можно ближе к нему. Такие лавочки («крамы», «крамкі») давали больше возможностей развернуть торговлю. Они представляли собой небольшие домики, на главном фасаде которых место было только для двери, сделать окно не всегда получалось. Фронтон лавочки украшали элементами декорации, рекламой.
![]() |
| Фото 5. «Крамы» на рынке в Гольшанах Ошмянского уезда. Фото начала ХХ в. |
![]() |
| Фото 6. «Крамы» на рынке в Кобрине. Фото начала ХХ в. |
Как результат роста товарности местной экономики появились торговые сооружения в виде рядов лавок, порой абсолютно одинаковых по размерам, накрытых общей крышей, что создавало образ цельного архитектурного сооружения (Новогрудок, Пружаны, Брест).
![]() |
| Фото 7. Торговые ряды в Бресте. Фото начала ХХ в. |
Такое здание на Рыночной площади становилось важным композиционным и функциональным акцентом. Еще больше возрастала значимость здания, когда в состав торговых рядов включали помещения иного назначения – амбары для хранения товаров, весовую для взвешивания товаров («важніца», «мерніца»), даже ратушу (Любча, Лахва, Рубежевичи, Горки, Чечерск, Дрогичин, Витебск).
Такое объединение давало экономический эффект: общие стены удешевляли строительство, проще было организовать ночную охрану. Компактность строения позволяла рационально использовать территорию, которая в центре города была самой дорогой. Расширялись возможности для создания образа здания, важного в городской застройке. Соединение мелких «крам» с помещениями иного назначения, имевшими иные пропорции и размеры, позволяло переходить к созданию архитектуры более высокого масштаба. В таких зданиях обычны были галереи, более разнообразны архитектурные детали. Сохранился комплекс каменных торговых рядов с ратушей в Несвиже, возведенный в конце XVI в., в котором, кстати, торгуют и в наше время.
Появление со второй половины ХIХ в. новых видов товаров повлияло на типологию объектов торговли. «Крамка» не могла обеспечить то, что понимается под современным термином «линейка товаров» – подборка товаров одного бренда или дизайна. Для этого потребовались абсолютно новые торговые пространства, новое оборудование. Проектирование зданий для торговли регламентировалось все более строго. Нередко отклоняли проекты на отдельные «крамы», подталкивая торговцев к объединению торговых помещений в одно здание. При этом законодательно в 1863 г. было запрещено торговать со складов и амбаров.
Для крупных «крам» все чаще стали употреблять название «магазін», хотя в Беларуси это слово означало общественный амбар для хранения запасов зерна и продуктов на случай какой-либо беды. С 1890-х гг. расширяется строительство жилых домов со специально запроектированными магазинами на первом этаже.
![]() |
| Фото 8. Проект жилого дома с магазином на Захарьевской улице в Минске. 1893 г. |
Магазины чаще стали получать специализацию в зависимости от вида товара. В 1864 г. до торговцев довели даже новую типологию зданий, в которых допускалась продажа спиртных напитков: питейный дом, временная выставка, шинок, корчма или заезжий дом, постоялый двор, портерная лавка (только спиртные напитки без закуски), ренсковый погреб (спиртные напитки на вынос). Появились специальные магазины торговых фирм, которые рекламировали и продавали их товары. Главным в интерьере стал прилавок, за которым на фоне полок с товаром находился продавец. Огромные окна на фасаде должны были осветить пространство торгового зала и создать витрину – элемент, неведомый до этого в архитектуре. Это была самая нужная часть магазина, рекламно-празднично воздействовавшая на покупателей.
С 1930-х гг. в Беларуси на профессиональной основе начала разрабатываться особая отрасль архитектуры – здания для предприятий торговли. Такие здания размещали на магистральных улицах, они становились отражением социальных перемен, отвечали представлениям о достижениях социализма. Началось создание совсем новых предприятий торговли – универмагов, гастрономов. Изменялись не только планировочные решения, но и оборудование – в продовольственных магазинах стали появляться «холодильные шкафы». Выразительность пр. Независимости в Минске и сейчас во многом определяют большие витрины, высокие потолки и интересно разработанные интерьеры крупных магазинов на первых этажах домов.
![]() |
| Фото 9. Лестница в ГУМе в Минске. Фото 1950-х гг. |
![]() |
| Фото 10. Интерьер магазина на пр. Сталина в Минске. Фото 1950-х гг. |
![]() |
| Фото 11. Интерьер магазина на пр. Сталина в Минске. Фото 1950-х гг. |
![]() |
| Фото 12. Интерьер гастронома «Центральный» на пр. Независимости в Минске |
Переход от традиционной (через прилавок) к прогрессивной форме торговли (через самообслуживание) позволял покупателю самому решать вопросы выбора товара. Открытая выкладка товаров потребовала другой организации торгового зала и его зонирования, появились иные рекламные элементы для ориентации в зале. Наиболее удобными продовольственными стали магазины типа «универсам», не исчезли и крупные специализированные магазины, например «Дом мебели». Вместо привычных названий «Промтоварный» или «Гастроном» появились «Ленок», «Алеся», «Подарки», «Дружба», «Огонек», «Чаравічкі» и др., которые становились своеобразными символами городов, ориентирами среди застройки и маршрутов городского транспорта.
Торговые центры как тип зданий также прошли сложный путь развития – от приспособления в 1960-е гг. типовых проектов других общественных зданий, как в Новополоцке, до крупных общественно-торговых центров в Бресте, Минске и других городах. Определяющее значение имели два фактора: объединение торгово-бытовых предприятий и размещение их у транспортных магистралей и остановок общественного транспорта, что обеспечивало постоянные и массовые потоки покупателей. Получалось и 15% экономии средств при строительстве и эксплуатации.
![]() |
| Фото 13. Торгово-общественный центр в Бресте. Фото 1970-х гг. |
Украшают сферу торговли Беларуси здания крытых рынков. В 1945 г. уцелели и работали только два, сейчас их значительно больше, и самое главное, они разные – в Гродно, Бресте, Гомеле, Минске. Все индивидуального облика, с особенными конструкциями и техническими характеристиками и входят в числе наиболее известных объектов архитектуры в своих городах. Центральный крытый рынок «Комаровский» в Минске – уникальное сооружение общей площадью торговых помещений 54 000 м2 размерами в плане 103 х 103 м без внутренних опор.
![]() |
| Фото 14. Проект интерьера торгового зала крытого рынка «Комаровский» в Минске. Фото 1970-х гг. |
Перемены социально-экономических основ общества в конце ХХ – начале ХХI в. (появление частной собственности, повышение платежной способности населения, увеличение количества автотранспорта и др.) дополнялись переменами, вызванными инновациями в промышленности (прозрачные упаковочные материалы, электронные системы контроля за товарами и расчетом с покупателями и др.), что непосредственно влияло на создание объектов торговли и технологии торговой деятельности. Даже места товаров в торговом зале – ближе к входу или дальше, сейчас определяются с учетом целевого или импульсивного спроса покупателей.
Для эффективной работы торгового центра важным становится не радиус обслуживания, а место размещения с учетом контингента посетителей, транспортной доступности, ассортимента товара, цен и т.д. Торговые центры стали делиться на внутригородские, загородные, в деловой части города, на свободной площадке. Разделяются они и по характеристике архитектурно-планировочных решений: пешеходный, многоуровневый, крытый. Постепенно сложились розничные операторы, фактически сети торговых предприятий Беларуси: продукты – «Евроопт», «Корона», «Гиппо» и др.; промышленные товары – «Ами», «Пятый элемент», «Мила» и др. Сеть «Родны кут» охватила небольшими магазинами сельскую местность, районные и областные центры.
![]() |
| Фото 15. Магазин «Родны кут» в Черикове |
Закладываются такие принципы пространственной организации торгового здания и его конструкций, чтобы строительство не дорожало и выдерживался пятилетний срок окупаемости. Поэтому супермаркет или гипермаркет возводят с торговым залом в один этаж и без подвала.
| Фото 16. Гипермаркет стройматериалов «Материк» в Гродно |
Тогда не нужны лифты, эскалаторы, грузовые подъемники. Основной запас товара хранится непосредственно в зале, обходятся минимумом складских помещений. Стены, в отличие от предшествовавших торговых зданий, глухие, без витрин и окон: упрощается проектирование и строительство, дешевле и при эксплуатации. Образ большепролетного промышленного сооружения с глухими фасадами информирует о происходящем в здании специфическом функциональном процессе – торговле. А самым важным становится размещение с привязкой к улицам и дорогам, с автостоянками, с узнаваемостью покупателями фирменного стиля торговой сети.
Поход в гипермаркет всей семьей все больше превращается в рекреацию, даже в развлечение. В отличие от 1960–1980-х гг., когда от магазина требовалось быстрее обслужить покупателя, сейчас задача задержать его, чтобы он имел возможность дольше находиться среди товаров, а потому и приобрести их больше. Наряду с торговыми стали предлагаться и другие услуги: финансовые операции, общественное питание, развлечение и др. Неслучайно многие информируют о себе не просто как о торговом, а как о торгово-развлекательном центре («Тринити» в Гродно, «Замок» или «Галилео» в Минске). Разнообразие функций требует использования стандартно-типовых решений, чтобы не усложнять сдачу помещений в аренду. Зато разные функции позволяют выявить их в объемной структуре, на фасадах, сделать архитектуру выразительной и индивидуальной.
![]() |
| Фото 17. Торговый центр «Мандарин» в Борисове |
Торговые центры, которым нашлось место в центральной части города, ограничены в возможностях – территория мала, приходится расти вверх, хотя и там есть ограничения.
![]() |
| Фото 18. Торговый центр «Galleria Minsk» в Минске |
| Фото 19. Атриум торгового центра «Galleria Minsk» в Минске |
А подземные пространства в городах фактически еще неиспользованный резерв, хотя примеры организации торговли ниже дневной поверхности тоже есть.
| Фото 20. Атриум торгового центра «Столица» в Минске |
Но не исчезли универмаги и универсамы, которые начали работать лет 50–60 назад. Их уникальность в том, что они сохранили свой узнаваемый внешний облик, порой незначительно его изменив, а главное, сохранили функцию – возможность купить за одно посещение все, что нужно семье. В планировке больших перемен не потребовалось, нашлись и площади для сдачи в аренду. У магазинов могли смениться хозяева, стать иной специализация, но четко ощущается стремление сохранить привычное покупателям место. Многие здания прошли модернизацию, чтобы, соответствуя новым технологиям, обеспечивать реализацию ассортимента товаров, неведомого в 1970–1980-е гг. Внешний облик получает элементы современного дизайна, используются новые приемы световой рекламы. Интересно, что магазины, построенные в 1950-е гг., когда господствовало неоклассическое направление, стараются сохранить это свое отличие. Вместе с тем появилось немало небольших магазинов, как специализированных, так и в шаговой доступности с широким ассортиментом товаров первой необходимости.
![]() |
| Фото 21. Магазин «Сузор’е», ранее районный универмаг в Шклове |
![]() |
| Фото 22. Книжный магазин «Исток» в Горках |
| Фото 23. Магазин товаров для детей «Алиса» в Новополоцке |
Успешно продолжается деятельность рынков. Даже сохранилась традиция проведения ярмарок в дни, установленные столетия назад. Например, ярмарки по пятницам в Илье (бывший город и местечко) в Вилейском районе или в районном центре Кореличи. Они проходят при любой погоде, в любое время года. На них не надо никого специально созывать, покупатели обязательно придут. Придут не только чтобы закупиться, а чтобы и с друзьями встретиться, узнать местные новости, получить информацию о чем-то еще. Такое отношение понимается и как поддержка местного производителя и местного торговца. Люди современного общества носят совершенно иную одежду, чем была у предков, питаются другой пищей, пользуются другими средствами передвижения и т.д. Но сохраняют прежние, извечно традиционные представления о рынке. Неслучайно рынки и связанная с ними розничная торговля в современном обществе могут восприниматься как своеобразные факторы национальной идентичности. А возвращаясь к заглавию статьи, еще раз убеждаемся, что слово «генезис» подтверждается многовековым путем развития и самой торговли, и архитектуры торговли. В союзе они дали много творческих достижений и, несомненно, принесут еще много полезного и интересного.