«ЛЕОНАРДО 2025» XVI Национальный фестиваль архитектуры
МЕЗОПРОСТРАНСТВО ГОРОДСКОГО ИНТЕРЬЕРА МАЛЫХ ГОРОДОВ ПРИГОРОДНОЙ ЗОНЫ МИНСКА

Алексей Локотко

Пригородная зона Минска отличается разнообразием городов и поселений городского типа. Она включает в себя районные центры, такие как Вилейка, Логойск, Узда, Столбцы, и шесть городов-спутников: Фаниполь, Заславль, Дзержинск, Смолевичи, Логойск, Руденск [1]. Все перечисленные поселения являются малыми, за исключением среднего города Дзержинска.

Необходимо отметить, что особое значение в системе расселения Беларуси, в том числе и Минского пригорода, отводится малым городам. Они являются хранителями историко-культурных традиций, каждый малый город имеет свой неповторимый запоминающийся образ, уникальную пространственную организацию, человеческий масштаб застройки и близость к природному окружению. Это обусловлено большим разнообразием природных, экономических, исторических условий их возникновения [2]. Важную роль в развитии малых городов принадлежит архитектурно-градостроительному и архитектурно-дизайнерскому аспекту, к которому относятся задачи формирования планировочной и композиционно-пространственной структуры, сохранения и реабилитации традиционной среды малого города, сохранения или создания архитектурно-художественного своеобразия.

Такой фактор, как их расположение в зоне влияния крупного города, может воздействовать на формирование пространственной структуры, эстетические, экологические характеристики городской среды. Для определения тенденций и особенностей влияния пригородной зоны Минска были выбраны два малых поселения (Фаниполь, Руденск), схожих по планировочной структуре, но разных по численности населения, а также  удаленности от крупного города. Малый город Фаниполь – в 24 км юго-западнее Минска по железнодорожной и автомобильной магистралям Брест – Москва. Городской поселок Руденск в Пуховичском районе Минской области на железнодорожной линии Минск – Осиповичи в 52 км от Минска. Малый город Старые Дороги,  расположенный на юге Минской области, за пределами пригородной зоны в 148 км к юго-востоку от Минска, взят для сравнительного анализа. Численность населения трех поселений разная: Фаниполь – 16,64 тыс. чел., Старые Дороги ­­­­– 10,42, Руденск – 2,68 тыс. чел.

Рис. 1. Схема границы пригородной зоны Минска

Фаниполь, Руденск и Старые Дороги имеют схожие прямоугольные планировочные структуры уличной сети,  компактные по интенсивности использования территории. Под воздействием транспортного фактора Фаниполь имеет вытянутую линейную форму плана. Жилая и административная зоны города располагаются между железнодорожными путями и автомагистралью. Производственная и коммунально-складская зоны отрезаны и находятся в стороне. Такие особенности планировочной структуры  и функционального зонирования создают уникальную линейную систему городских пространств.  Главное линейное пространство общегородского  значения представлено ул. Комсомольской, на которую нанизываются архитектурно-функциональные темы застройки – усадебной, многоэтажной, административной – и рекреационной зоны. Масштаб застройки увеличивается к центральной части. Границы линейного пространства на отдельных участках разрежены поперечными улицами, перспективу которых  замыкают панорамы из природного окружения прилегающих территорий.

Пространственные структуры городского поселка Руденск и малого города Старые Дороги имеют отличие от пространственной структуры Фаниполя. Железнодорожные пути проходят через центральную часть поселений. Образуются соподчиненные, параллельные им линейные пространства из главных улиц, на пересечении которых расположены административные и транспортные площади (локальные пространства). Таким образом, в открытом городском пространстве трех исследуемых поселений доминирует линейная пространственная структура.

Закономерности линейной планировочной структуры города, в том числе малого, познаются постепенно и в зависимости от функциональной принадлежности пространства. Сама структура служит фоном для эстетических характеристик фрагментов открытого городского пространства частного порядка по отношению к городу в целом. Открытые пространства и планировочная структура неразрывно связаны, являются зеркальным отражением друг друга. Познание образа города происходит со временем, общая картина конструируется в сознании человека из отдельных частных впечатлений [2, 8].

Для изучения открытого городского пространства в научной литературе используют систему из структурных уровней: гипер, мега, макро, мезо. Гипер и мега – это уровни, дающие представление о пространственной структуре на градостроительном уровне. Пространство на макроуровне познается в движении, представляет собой  изучение целостной структуры посредством отдельных фрагментов. Особое значение при изучении открытого городского пространства  в архитектурном дизайне отводится мезоуровню. На этом уровне пространство рассматривается уже как городской интерьер  – единство архитектурных и архитектурно-дизайнерских свойств выделенного фрагмента открытого городского пространства с его предметным наполнением, создающее общую эмоциональную окраску в восприятии человека [4, 161].

По функциональной принадлежности в малых городах можно выделить следующие типы городского интерьера: линейное пространство усадебной и  многоэтажной застройки, линейное пространство административной, рекреационной, производственной зон, локальные пространства жилой и административной зон, а по этапам становления ­­­­­– подтипы: новый, формирующийся; условно стабильный; стабильный; требующий реконструкции [4, 169].

Сравнительный анализ городских интерьеров усадебных застроек Руденска и Старых Дорог на мезоуровне позволил определить отличительные черты и одновременно выявить два типа по уровню развития городского интерьера: условно стабильный и новый, развивающийся.

Условно стабильный городской интерьер усадебной застройки – это линейное открытое городское  пространство, образованное одно-, двухэтажными усадебными жилыми домами, как правило, высотой  7–9 м, включая виды на придомовые участки с их предметным наполнением и бытом. Пространство характеризуется низкой плотностью и высоким процентом озеленения. Поперечное сечение улицы или проезда составляет 15–25 м. Материально-пространственные компоненты городского интерьера находятся в постоянном процессе трансформации: растет этажность, появляются новые пристройки, изменяется традиционный угол конька кровли, все чаще применяются современные технологии и материалы в отделке фасадов, колорит пространства постепенно становится более полихромным. Новые тенденции стирают традиционное очертание усадебного дома, появляется тематический «контраст» в архитектурных деталях. Несмотря на это, сохранилось стремление местных жителей украшать фасад своего дома декором или росписью на тему растительного орнамента. Ворота и калитки являются предметом для прикладного творчества хозяев, привносят в жилую среду разнообразие и неповторимость идей и колористических решений. Вдоль ограждений по-прежнему можно встретить колодцы или скамьи для общения.

Данный тип городского интерьера усадебной застройки характерен для Старых Дорог и в особенности для  Руденска. В них художественный образ интерьера формируется без участия профессионалов, он, как пэчворк, многоделен и наивен в своем стремлении отвечать современным требованиям комфортной среды.

Рис. 2. Городской поселок Руденск. Пример трансформации архитектурно-дизайнерских приемов усадебной застройки

Новый, развивающийся интерьер усадебной застройки – это линейное открытое городское  пространство, образованное застройкой преимущественно из двух-, трехэтажных домов коттеджного типа высотой 12–15 м, поперечное сечение улицы или проезда составляет  20–30 м. Такой  тип городского интерьера не имеет общей стилистической концепции, что способствует созданию разнообразия архитектурных форм. Архитектурное окружение отличается профессионализмом исполнения и сложностью объемно-планировочного решения, богатством средств и приемов архитектурного дизайна в отделке и подсветке фасадов.  Стремление применять все возможные средства ландшафтного искусства при благоустройстве придомовой территории у главного входа позволяет в какой-то степени нивелировать тенденцию недостатка использования глухих, зачастую неэстетичных заборов частных домовладений.

В образе городского интерьера уже не прослеживаются культурные особенности или традиции региона. Не так явно ощущается провинциальность, чувствуется влияние глобализации, близость крупного города оказывает влияние на уклад и быт городского жителя, повышаются требования к его социальному статусу, стоимости и качеству жизни. Например, в отличие от Руденска и Старых Дорог в Фаниполе около 80% усадебной застройки занимает данный тип городского интерьера.

Рис. 3. Малый город Фаниполь. Новый, развивающийся городской интерьер усадебной застройки

 Городской интерьер многоэтажной жилой застройки по этапам развития также можно разделить на два подтипа: требующий реконструкции и новый, формирующийся. На придомовой территории жилых домов строчной застройки в Старых Дорогах, расположенной ближе к центру, сохраняется атмосфера провинциального города. В ней преобладают монохромные гаммы цветового решения фасадов из штучных материалов. Линейное пространство улицы построено из повторяющихся объемов жилых домов, в то же время  пространство дворовой территории наполнено нетрадиционными для «большого» города элементами, такими как огород, яблоневый сад. У входных групп жилых домов стоят скамьи рядом с цветниками  и кустарниками, где происходит активное общение местных жителей. Номенклатура оборудования дворовых площадок минимальна. Встречается оборудование детских площадок, в  формообразовании  которых можно проследить мотивы белорусского орнамента. Отсутствуют выделенные места для парковок, мощение дорожек и площадок. В данном подтипе городского интерьера можно наблюдать стремление местных жителей благоустроить придомовую территорию своими силами с применением подручных средств.

Рис. 4. Старые Дороги. Дизайн оборудования детской площадки с мотивами белорусского орнамента
Рис. 5. Фаниполь. Восполнение благоустройства местными жителями

Линейное пространство общегородского значения центральной части Фаниполя дополнено новым, формирующимся ансамблем многоэтажной жилой застройки. В решении фасадов домов используются приемы из ярких контрастных открытых цветовых сочетаний, визуально дробящих и разрушающих монолитный объем типовых серий. Локальные пространства, которые представлены дворовыми территориями с мощением пешеходных дорожек, проездов, парковок, выполнены из штучного бетонного покрытия, а спортивные и детские площадки – из цветного резинового гранулированного. Номенклатура оборудования в благоустройстве по функции разнообразна, по формообразованию – типовая. Дворовые территории стремятся отвечать современному уровню комфортной среды, но при этом атмосфера провинциальности малого города в них исчезает. Используемые архитектурно-дизайнерские  средства и приемы заимствованы из современных подходов формирования комфортной визуальной среды крупного города и не учитывают масштаб и особенности пространственной структуры малого.

Рис. 6. Фаниполь. Новый, обживаемый городской интерьер многоэтажной жилой застройки

Новый, обживаемый городской интерьер многоэтажной жилой застройки также присутствует в Руденске и Старых Дорогах, только в меньшем процентном отношении занимаемой городской территории, и располагается в периферийных зонах поселений.

Развитие административного центра играет важную роль в формировании образа городского интерьера малого города. В Фаниполе городской центр окружен административными и торговыми зданиями, массивом растительности рекреационной зоны, раскрывающимися видами строительства многоэтажной жилой застройки, на втором плане – панорамой природного окружения из пахотных полей, уходящих в горизонт. Городской центр производит сильное впечатление в первую очередь масштабом пространства и его многоплановостью.

Рис. 7. Центр Фаниполя. Фрагмент пространства городского центра

В данном месте отсутствует классической подход к созданию строгости, репрезентативности и торжественности пространства, в отличие от Старых Дорог,  где эту функцию выполняют замкнутые пространства площадей с их предметным наполнением и центричным композиционным построением с акцентом на главном административном здании. И где номенклатуру городского оборудования главной городской площади составляют памятные Доски почета героям-стародорожцам с государственными флагами, метрически повторяющиеся цветники и скамьи, указатели направления, элементы праздничного оборудования (флагштоки, щиты и др.).

Рис. 8. Старые Дороги. Примеры элементов заполнения городского интерьера главной площади

В Руденске подобные пространства общегородского значения в центре города отсутствуют. Привокзальная  площадь сливается с линейным пространством ул. Железнодорожной. Компактность расположения зданий торговли и вокзала,  перспектива застройки из усадебных домов только усиливают ощущение провинциальности городского поселка. Участие в интерьере центральных площадей фрагментов усадебной застройки с ее предметным наполнением и бытом – одна из отличительных черт малых городов.

Городской интерьер рекреационной зоны в Старых Дорогах представлен линейным пространством городского парка. В озеленении используются приемы ландшафтного дизайна, основанные на классическом композиционном построении из метрически повторяющихся и симметрично рассаженных стриженых кустарников, цветников, посадок декоративных трав и т.д. Мощение дорожек в основном штучное бетонное, асфальтовое, местами  используются декоративные посыпки. Данный тип пространства имеет богатую номенклатуру городского оборудования. Это, как правило, скамьи, урны, фонари, ротонды, афиши, памятные знаки, кованые ограды, парковая скульптура в классическом стиле (рис. 9). В Руденске и Фаниполе городской интерьер рекреационной зоны является частью линейного пространства улиц города. В примыкающих к ним скверах городское оборудование в благоустройстве не так разнообразно, а ландшафтные композиции из элементов озеленения имеют фрагментарный характер.

Рис. 9. Старые Дороги. Фрагменты рекреационной зоны центра города и примыкающей к нему усадебной застройки

Расположенная,  как правило, на периферии промышленная застройка также является частью городского интерьера. Так, ул. Железнодорожная в Фаниполе отделяет жилую зону от промышленной. Плотная зелень экранирует от шума жилые дома и подчеркивает линейность пространства. По другую сторону возвышаются производственные цеха и сооружения, дымовые трубы, стойки электропередач. Протяженность перспективы и монохромность окружения усиливают  образ сложившегося промышленного города.

В то же время в Старых Дорогах промышленная зона размещается по ул. Кирова, которая ведет к центру города. Общее представление о городском интерьере  складывается из чередования групп производственных зданий и фрагментов усадебной застройки. В данных городских интерьерах можно наблюдать контраст масштабов и пропорций архитектуры и ее деталей разных функциональных зон. В Руденске промышленная зона (Минская ТЭЦ-5) находится за пределами поселка и не участвует в формировании городского интерьера.

Последовательно изучив мезопространство основных функциональных зон  для трех поселений, можно сформулировать тенденции и особенности развития их городского интерьера (таблица).

Таблица. Тенденции и особенности развития городского интерьера малых городов на мезоуровне (Фаниполь, Руденск, Старые Дороги)

Функциональные зоны

Этап становления

Тенденции и особенности

Фаниполь

Руденск

Старые Дороги

Усадебная застройка

Условно стабильный

В городском интерьере стираются традиционные очертания усадебного дома, появляется тематический «контраст» в архитектурных деталях

+

+

+

Новый, формирующийся

Городской интерьер коттеджной застройки отличается профессионализмом исполнения архитектуры, применяются современные приемы и средства архитектурного дизайна и ландшафтного искусства 

+

 

 

Многоэтажная жилая застройка

Требующий реконструкции

В дворовом пространстве многоэтажной застройки сохраняются элементы быта, ставшие нетрадиционными для «большого» города (огород, яблоневый сад, кладовки и др.)

 

 

+

В формообразовании городского оборудования присутствуют мотивы национального орнамента. Номенклатура оборудования минимальна

 

 

+

Новый, формирующийся

 

В цветовом решении фасадов все больше применяются приемы и средства архитектурного дизайна, характерные для крупного города

+

+

 

Активный рост жилой многоэтажной застройки уплотняет открытое городское пространство, что может привести к исчезновению многоплановости восприятия городской среды

+

 

 

В благоустройстве нового, формирующегося городского интерьера применяется типовое оборудование, в дизайне которого не учитываются традиции и культурные особенности региона

+

+

 

Административная и рекреационная зоны

Особенности линейной пространственной структуры являются важным фактором при формировании будущего городского интерьера административной и рекреационной зоны

+

 

 

Стабильный

Городской интерьер построен на классических законах композиции, формообразовании элементов заполнения пространства, в ландшафтном искусстве также присутствуют классические мотивы и приемы

 

 

+

Промышленная и коммунально- складская зона

Наблюдается контраст масштабов и пропорций застройки, ее архитектурных деталей в промышленных  и примыкающих к ним других функциональных зонах 

+

 

+

В процессе анализа открытого городского пространства установлено, что в Фаниполе и Руденске формируется новый городской интерьер, построенный по принципам  использования приемов и средств архитектурного дизайна крупного города. Применяемые в нем средства и приемы, в том числе ландшафтного искусства, не учитывают региональные историко-культурные традиции в дизайне городского оборудования. Цветовое решение предметно-пространственной среды  отличается от сложившегося колористического решения. Архитектура новой коттеджной застройки теряет очертания традиционного усадебного дома. Уплотнение застройки нивелирует многоплановость восприятия городского интерьера. В итоге малые города, особенно находящиеся в пригородной зоне крупного города, теряют свою индивидуальность. В то же время городской интерьер Старых Дорог  имеет законченный образ  –  в нем сохраняются элементы провинциального быта, традиции и культура, а сложившийся административный центр хранит в себе историю развития города.

Литература

  1. Минский городской исполнительный комитет [Электронный ресурс] / Актуальная информация. Архив — Режим доступа: https://minsk.gov.by/ru/actual/view/559/ (дата обращения: 22.05.2022).
  2. Малые города  Беларуси: пособие проектировщику / М-во архитектуры и строительства Респ. Беларусь, Белорус. науч.-исслед. и проект. ин-т по градостроительству; Э. Н. Клевко [и др.]. –  Минск : Минсктиппроект, 2006. – 192 с.
  3. Иконников, А. В. Архитектура города. Эстетические проблемы композиции. / А. В. Иконников. – Москва: Стройиздат, 1972. – 216 с.
  4. Дизайн архитектурной среды: Учебник для вузов / Г. Б. Минервин, А. П. Ермолаев, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов, Н. И. Щепетков, А. А. Гаврилина, Н. К. Кудряшев. –  Москва : Архитектура-С, 2006. – 504 с., ил.