УДК 725.04:73/.75(476)
Ксения Шаппо
Аннотация. Набирающие популярность международные выставки демонстрируют инновационные подходы в организации экспозиционного пространства посредством монументально-декоративного искусства: синтез архитектуры, МДИ и освещения; взаимодействие традиционных искусств и современных информационных технологий, использование новых материалов.
Annotation. Gaining popularity international exhibitions demonstrate innovative approaches in the organization of exhibition space by means of monumental and decorative art (MDA): synthesis of architecture, MDA and lighting, interaction of traditional arts and IT, active application of new materials.
Монументально-декоративное искусство (МДИ) является важным компонентом архитектурного пространства, поскольку понятие архитектурного творчества охватывает не только утилитарную функциональность и архитектурно-художественную выразительность, но и связь архитектуры с социальной структурой общества, идеологией, философией, различными видами искусств, сферой охраны здоровья и природы, научно-техническим прогрессом и другими явлениями жизни. Ярким примером этой сложной взаимосвязи является экспозиционное пространство набирающих популярность международных выставок, способствующих презентации потенциала страны и установлению новых деловых контактов.
Так, удачным образцом синтеза архитектуры, МДИ и новейших технологий стал белорусский павильон на Всемирной выставке «ЭКСПО-2020» в Дубае. В этом крупнейшем событии выставочной индустрии наша страна была представлена национальной экспозицией с собственным павильоном площадью более 1400 м2 (архитектурное бюро NUSSLI Anudic AG), который посетили более миллиона гостей. Он занял второе место в номинации «Лучшие элементы и детали», о чем свидетельствуют данные рейтинга профессионального выставочного журнала «Экзибитор» (США) [6]. Призового места белорусский павильон удостоен впервые. Кроме того, он был включен в топ-40 (из 200) в номинации «Зрительские симпатии», а по итогам общественного онлайн-голосования вошел в топ-20 лучших павильонов «ЭКСПО-2020» [4].
Темой белорусской экспозиции на выставке стал «Лес технологий будущего». Его концепция заключалась в том, чтобы показать посетителям Беларусь как страну не только с богатыми природными ресурсами, но и высоким уровнем развития человеческого потенциала, который является основой для создания инновационных продуктов. Успешной реализации данной идеи способствовало построение внутреннего архитектурного пространства экспозиции, определяемого его назначением и особенностями протекающего в нем функционального процесса. Например, освещение, необходимое в помещении, по условиям функционального процесса, становится в композиции одним из мощных средств художественной организации внутреннего пространства, усиливающих эмоциональное воздействие. Так, умеренное затемнение создает эффект пребывания в густом лесу, обыгрывая тему национального павильона, и одновременно позволяет акцентировать внимание посетителей на определенных деталях посредством локальной подсветки.
Центральным элементом белорусской экспозиции стал полностоящий девятиметровый каркасный гобелен ручной работы «Древо познания» в исполнении белорусской художницы Х. Высоцкой в соавторстве со скульптором А. Дранцем, который признан одним из наиболее интересных арт- и культурных экспонатов выставки [5]. Работа представляет собой синтез скульптуры и декоративно-прикладного искусства (гобелен), интегрированный в архитектурную среду. Монументальная композиция создавалась на месте в течении нескольких месяцев как неотъемлемая часть общего интерьерного решения.
![]() |
| Фото 1. Монументально-декоративная композиция «Древо познания». Х. Высоцкая, А. Дранец. Павильон Республики Беларусь (фото автора) |
Маршрут павильона построили на концепции трех «и» — инновации, инвестиции, индивидуум. Посетители смогли ближе познакомиться с Беларусью, а также узнать об инвестиционном и инновационном потенциале нашей страны. Для того чтобы сделать наш павильон максимально запоминающимся, были использованы новейшие технологии: интерактивные стены, очки виртуальной реальности, голографические изображения и др., а также специальный видеоконтент о самобытности и колорите белорусской культуры, ее природных богатствах, художественном наследии. При этом в раскрытии темы павильона блестяще использован семантико-семиотический потенциал МДИ: древо познания – иконический знак, отсылающий к белорусскому национальному орнаменту, среди многочисленных символов которого (огонь, весна, молодость, земля, солнце и т. д.) так называемое дерево жизни, дерево встреч, «дрэва сустрэч» (см. рис. 2) занимает особое место. Это мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом и Рода в частности, это связь с предками и символ вечной жизни. Образ Мирового дерева объединяет вертикальные (от земли до небес), горизонтальные (дорога), а также временные координаты. Мировое дерево — символ и атрибут женского персонажа восточнославянской мифологии Берегини, часто эти символы взаимозаменяемы. На ногах женских фигур размещался знак земли 
(ноги богини – как корни дерева, которые находятся в земле).
![]() |
| Фото 2. Дерево жизни – элемент белорусского национального орнамента (фото автора) |
В данном проекте упрощенное, стилизованное «дрэва сустрэч» используется в презентации современной белорусской IT-сферы как символ роста, развития, прогрессивного взгляда на мир, интернационального общения. Одновременно это символ связи с корнями, историей родной земли. Традиционная цветовая гамма орнамента сменяется голубоватым свечением, что позволяет выгодно выделить объект МДИ на фоне других решений, представленных на выставке. Стилизация также дает возможность схематизировать образ дерева, сделав его похожим на микросхему, что вызывает необходимые ассоциации с информационными технологиями. Таким образом, элементы национального белорусского орнамента были интерпретированы и переработаны в современном ключе для создания фирменного стиля белорусского павильона.
Также, в павильоне была оптимально реализована идея взаимодействия информационного и художественно-эстетического воздействия. Информационное наполнение в данном случае не вытесняет МДИ, как это нередко происходит в современных общественных интерьерах Беларуси, а, напротив, эффективно взаимодействует с последним. Подобный успешный опыт создания нового узнаваемого образа страны, национального бренда необходимо применять в формировании внутреннего пространства учебных, медицинских, культурно-досуговых и прочих общественных заведений, поскольку МДИ позволяет максимально использовать возможности среды для формирования идейно-смыслового пространства, транслирующего систему ценностей современного белорусского общества.
Так, с точки зрения патриотического воспитания подрастающего поколения предлагается использовать национальную символику, орнаменталистику, традиционные материалы, фольклорную и историческую тематику произведений для популяризации белорусской культуры, формирования национального самосознания, любви к своим традициям. У пространственных искусств, как изобразительных (живопись, скульптура, графика), так и неизобразительных (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, абстрактное искусство), общая сенсорно-материальная основа — цвет, линия, форма. Поэтому с точки зрения семиотики они образуют один большой класс изобразительных семиотик, различающихся между собой мерой изобразительности. При этом необходимо учитывать, что орнамент, связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, как правило, выявляет и акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесен. То есть при использовании орнамента в формировании интерьера общественного здания необходимо добиваться творчески обдуманного соединения отдельных компонентов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали, в объемно-пространственную композицию. Цветовая символика орнамента также несет в себе сложную историю взаимодействия многих факторов культуры. Знаковые характеристики, которые несет цвет, связаны не только с мифологическими и религиозными представлениями, но и с другими традициями народа, историческими событиями его жизни. Символизм цвета, как и символизм образов в народном декоративно-прикладном искусстве тесно связан с представлениями наших предков об устройстве мироздания, о месте, роли в нем человека. Тем не менее, развивая тему фольклора, важно использовать его для выражения современных идей и целей, перерабатывать известные сюжеты в соответствии с новым историческим контекстом, чтобы, по словам Ле Корбюзье, «убедиться в том, что ныне возникает сегодняшний фольклор, что он уже существует и является результатом сложения нового, единого характера человеческих эмоций» [1, с. 54].
На международной выставке «Экспо-2020» в Дубае было представлено более 192 павильонов стран-участниц. Общие тенденции в архитектуре экспозиционного пространства позволяют сделать выводы об основных активно применяемых инновациях монументально-декоративного искусства:
Так, синтез МДИ, архитектуры и освещения блестяще реализован в решении павильонов Республики Беларусь, Швейцарии, ОАЭ. Белорусское «Древо познания», являясь соединением классической скульптуры и гобелена (материал – проволока, гобеленовая нить), использовало свет одновременно как часть художественного решения (светящаяся композиция) и как элемент освещения павильона, создававший дополнительный объемно-пространственный эффект. Павильон Швейцарии дополнил традиционную технику настенной росписи (тематика – горный пейзаж) звуковым сопровождением (шум поезда) и искусственным задымлением, создававшим впечатление присутствия движущегося состава.
Взаимодействие традиционных искусств и современных информационных технологий было представлено в экспозиции Российской Федерации, посвященной интеллекту человека. Интерактивная скульптура, изображавшая человеческий мозг, снабжена компьютером, связанным с многочисленными экранами, расположенными по периметру двухэтажного архитектурного пространства. При этом в представлении павильона также использован элемент народного творчества – художественно переработанный образ матрешки как символ страны.
Использование традиционных и новейших материалов продемонстрировали и в павильоне ОАЭ. Так, интерактивная площадка коммуникации представителей разных стран помимо современных средств связи впечатляла использованием традиционной флорентийской мозаики на полу (фото 3), а также полиэфирных смол в скульптурных композиций (фото 4). Тематика скульптуры имеет национальный колорит, отсылая к традиционному для восточных стран культу лошади.
![]() |
![]() |
| Фото 3. Флорентийская мозаика. Павильон ОАЭ (фото автора) |
![]() |
| Фото 4. Скульптура Нормана Фостера. Материал – полиэфирные смолы, металл. Павильон ОАЭ (фото автора) |
![]() |
| Фото 5. Элемент универсального дизайна. Павильон ОАЭ (фото автора) |
Необходимо также отметить тот факт, что практически все павильоны стран-участниц были украшены скульптурными композициями (фото 6, 7). Это подтверждает приводимые ранее мнения о взаимодополняющем характере связи МДИ, архитектурной и информационной составляющей общественного пространства. Также, можно сделать вывод, что обращение к национальной самобытности особенно востребовано в условиях международных выставок, где в противовес глобализации и унификации человеческого сообщества необходимо сделать акцент на уникальности той или иной страны.
![]() |
| Фото 6. Скульптура. Материал – дерево. Павильон Туркменистана. Архитектура – Thematic District Pavilion (фото автора) |
![]() |
| Фото 7. Скульптура «Матрешка». Павильон Российской Федерации. Архитектура – Tchoban SPEECH (фото автора) |
Таким образом, интерьер экспозиционного пространства как среда организуется по эстетическим закономерностям архитектурной формы, воспринимаемой изнутри. От архитектурного решения интерьера зависят в конечном итоге восприятие и оценка его специфического смысла, в том числе как искусства [3]. Поэтому целесообразным является использование произведений МДИ в интерьерах выставочных экспозиций, где, помимо функциональной специфики, большое значение имеет эмоциональный фактор. Основным критерием целесообразности считается назначение интерьера, определяющее его внутреннее содержание, идейно-художественное и эмоциональное значение. МДИ позволяет создать контролируемую внутреннюю архитектурную среду, определить и запрограммировать характер ее эмоционального воздействия на человека, наиболее полно соответствующий типу, местоположению, назначению и другим свойствам интерьера [2]. В интерьере выставки МДИ в полной мере реализует свою общественную функцию: формируя человеческое сознание, оно влияет на развитие общества, способствует идейной и эстетической реализации художественного произведения.
Ввиду общей зрелищности монументального искусства, позволяющей привлекать массовое внимание к изображению, целесообразным является использование семиотического и семантического потенциала МДИ в общественных интерьерах, в том числе экспозиционных пространствах, доступных возрастной группе до 18 для продвижения общечеловеческих и национальных ценностей, сохранения культурного наследия, патриотического воспитания молодежи, а также для создания нового узнаваемого образа страны, национального бренда. Так, предлагается учитывать успешный опыт включения объектов МДИ в экспозиции международных выставок и активно применять современную трактовку национальной символики и орнаменталистики, фольклорной и исторической тематики для популяризации белорусской культуры, формирования национального самосознания, любви к своим традициям. При этом инновационные подходы в сфере МДИ способствует созданию комплексного решения внутреннего пространства и внешнего объема общественного здания посредством синтеза МДИ, архитектуры и современных информационных технологий.
Список литературы: