РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ И КАРКАСА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЗОНЫ ГОМЕЛЯ

Анжелика Евстратенко, Сергей Ковырев

Архитектура и строительство № 4 / 2024

Важнейшую роль в функционировании города играет общегородской центр. Территориальный рост, изменения его количественных и качественных характеристик неизбежно приводят к структурным и функциональным изменениям в центральной зоне и градостроительном каркасе. При этом градостроительный каркас – не единовременно образованная структура, а динамический элемент, имеющий определенную историю формирования. Обновление территории центра и его приспособление к требованиям современной жизни идут постепенно, обусловлены многими факторами и влияют на город в целом. Таким образом, выявление каркаса центра города и изучение закономерностей его формирования – важнейшие задачи градостроительного прогнозирования. В настоящем исследовании каркас рассматривается как «устойчивая, структурообразующая часть городской системы, концентрирующая основные процессы жизнедеятельности населения, связанные с высокой интенсивностью пространственного освоения» [1, с. 116–117]. В своей книге «Эволюция градостроительства» А.Э. Гутнов выделяет два ключевых элемента градостроительного каркаса: узлы и соединяющие их линии. В ходе эволюции развития города происходит постоянное формирование новых элементов каркаса и изменение характера функционирования существующих. Узлы каркаса приобретают иерархию, которая определяется на основе количественных и качественных характеристик линейных элементов (числа и типов магистралей). Одновременно происходит трансформация другого элемента градостроительной системы – ткани. Л.Б. Коган отмечал, что развитие городской культуры необходимо рассматривать как постоянное взаимодействие между «центром» и «периферией» [2, с. 20]. Для глубокого понимания эволюции функционально-пространственной структуры и каркаса центральной зоны Гомеля анализ был выполнен в ретроспективе исторического развития центра в периоды, когда в городе происходили значительные территориально-пространственные изменения, связанные с появлением новых периферийных районов застройки. Ключевыми датами для рассмотрения были приняты 1838, 1910, 1965, 1992 и 2022 годы. На протяжении почти двухвекового периода пространственные границы и внутреннее устройство Гомеля менялось, и этот процесс продолжается. Методика исследования базируется на сопоставлении с учетом процессов, происходящих на различных этапах градостроительного развития, графических и аналитических данных, полученных для его центра. Территориальными границами служат ул. Малайчука, железная дорога, р. Сож и ул. Фрунзе, формирующие центральную зону Гомеля. Были использованы результаты анализа динамики функционального освоения данных территорий, полученные авторами ранее [3]: планограмма размещения объектов обслуживания, количественные и качественные изменения в структуре объектов обслуживания, границы центра и его ядра. На начальном этапе Гомель образовывался по типичному для большинства городов Древней Руси сценарию: от классического укрепленного детинца и окольного города до крепости, вокруг которой формируется застройка с радиальной планировочной структурой. После вхождения в состав Российской империи в 1775 году Гомель становится частным владением фельдмаршала П.Н. Румянцева[1]Задунайского. Это обстоятельство определило в 1777 году временное перемещение государственных учреждений в местечко Старая Белица, а затем в 1786 году на левый берег р. Сож в специально построенный уездный городок под названием «Новая Белица». В самом же Гомеле в это время выполняются работы по переустройству дворца и всего города. Был составлен новый план развития территории, в соответствии с которым быстрыми темпами осуществлялось строительство и формирование его новой планировочной структуры. Планировка Гомеля к 1838 году приобрела классические черты, сохранившиеся до настоящего времени. К этому периоду были сформированы 2 основных общественных узла: на современной площади В.И. Ленина (до 1919 года – Соборной, до 1824-го – Базарной) и по ул. Советской (до 1919 года – Румянцевской, до 1861-го – Пробойной) в районе пл. Восстания. Между этими узлами начинается наращивание функционального каркаса (рис. 1). В 1874 году через Гомель проходит Либаво-Роменская железная дорога, на северо-восточной окраине города строится вокзал, перед которым размещается площадь с объектами общественного назначения [4, с. 2–4]. Фактически был сформирован еще один узел каркаса, который можно охарактеризовать как входной. Появление крупного железнодорожного узла ускорило развитие города. Территория начала активно расти в северном направлении вдоль ул. Пролетарской (ранее ул. Фельдмаршальской) и к востоку от железной дороги. На первоначальном этапе эти территории можно рассматривать как периферийные по отношению к исторической части города и его центру. К 1910 году на пересечении транспортных путей общегородского значения возникают узлы, в зонах влияния которых начинают формироваться объекты различного функционального назначения. Узлы на второстепенных пересечениях обладают слабым притяжением для размещения объектов обслуживания. Идет функциональное заполнение различными объектами общественного назначения общегородских связей между узлами каркаса (рис. 2). В 1963 году был разработан проект планировки Гомеля, который предусматривал значительный территориальный рост города в западном и северо-восточном направлениях. Начинают формироваться новые транспортные артерии и на их пересечениях – узлы каркаса. В периферийных районах развиваются общественные центры, что закономерно приводит к трансформации функциональной структуры центральной зоны города. В этот период «пробивается» ул. Победы от пл. Восстания до железнодорожного вокзала, происходит развитие этих узлов и активное функциональное насыщение линейных пространств вдоль ул. Победы. Дальнейший интенсивный рост города потребовал разработки нового генерального плана, который был выполнен в 1977 году. В этот период застраиваются периферийные районы, формируется транспортная инфраструктура, появляются новые общественные центры, расширяются границы центральной зоны города. К 1992 году структура градостроительного каркаса центра приобретает достаточно завершенный вид. Узлы каркаса, расположенные на пересечении городских магистралей, и связи между ними Рис. 1. Функционально-пространственная структура и градостроительный каркас центральной части Гомеля в 1838 году достигают «критической массы». Идет функциональное наполнение узлов на пересечении районных магистралей. Отдельные участки межмагистральных территорий (ткань) активно заполняются общественной функцией (рис. 3). В период между 1992 и 2022 годами происходит заметная трансформация функциональной структуры центра города. Меняется ее количественное и качественное состояние. Начинается качественная перестройка совокупности объектов в узлах и линиях вдоль главных магистралей, осуществляется замещение объектов на более уникальные. Для выявления градостроительного каркаса центра по состоянию на январь 2022 года на первом этапе был определен энергетический потенциал транспортной инфраструктуры, состоящей из транспортных связей и узлов на их пересечении. Были выделены три уровня связей. Магистралям городского значения присвоен энергетический потенциал 9, районным магистралям – 3, жилым улицам – 1 условная энергетическая единица. Потенциал узлов определен как сумма условных энергетических единиц входящих в него связей [5, с. 37–40]. Сопоставление планограммы размещения объектов обслуживания с энергетическим потенциалом узлов транспортного каркаса позволило построить градостроительный каркас центра и типологизировать его узлы. Каждый узел имеет свою специализацию, т. е. основное целевое назначение, а также может выполнять дополнительные задачи. Входной узел (В) – участок концентрации функций по признаку входа в центральную зону города на пересечении транспортных коммуникаций. Узел-емкость (Е) – значительная концентрация объектов общественного назначения, являющаяся Рис. 2. Функционально-пространственная структура и градостроительный каркас центральной части Гомеля в 1910 году Рис. 3. Функционально-пространственная структура и градостроительный каркас центральной части Гомеля в 1992 году: – узел-емкость существующий и формирующийся, – узел входной существующий и формирующийся, – узел-распределитель существующий и формирующийся 8 Архитектура и строительство № 4 / 2024 фокусом массового притяжения населения города. Узел-распределитель (Р) отличается интенсивностью разнонаправленных транзитных потоков, обеспечивает связи различных районов города. Последний тип узла может быть представлен двумя подтипами: транспортно-распределительным и транспортно[1]пересадочным. Транспортно-пересадочная функция может присутствовать в специализации как распределительных, так и входных узлов (рис. 4, таблица 1). Наибольшим энергетическим потенциалом обладают следующие узлы: «Площадь им. В.И. Ленина», «Коминтерн», «Завод измерительных приборов», «Универмаг «Гомель», «Вокзал» и далее по пр. Победы «БелГУТ» и «8 Марта». Узлы, начавшие формирование на ранних этапах развития города, образуют ядро центра. В них же преимущественно наблюдается и максимальная концентрация функций, а пешеходные пространства между ними заполнены многочисленными общественными объектами. По мере удаления от ядра центра к периферии сформировались крупные узлы градостроительной структуры, тяготеющие к транспортно-коммуникационным узлам. Данный процесс продолжается: в настоящее время в них развиваются отдельные зоны концентрации общественных функций. Также для определения актуальной пропускной способности узлов были использованы сведения схемы существующей магистрально-уличной сети и картограммы автомобилепотоков в часы пик, приведенной в Схеме развития городского пассажирского транспорта и магистрально-уличной сети города Гомеля [6, с. 22, 28]. Максимальная интенсивность автомобильного движения зафиксирована на магистральных улицах Фрунзе, Советской, Барыкина, Ильича, Федюнинского, Хатаевича, Полесской, Хмельницкого, проспектах Космонавтов и Речицком. В соответствии с картограммой автомобилепотоков в часы пик (в приведенных единицах), наибольшая интенсивность автомобильного движения к 2025 году будет обеспечена по ул. Советской, далее по улицам Кирова, Химакова, Украинской, Ильича, а также на участках улиц Хатаевича и Полесской, Хмельницкого, пр. Речицкому [6, с. 34]. Рис. 4. Функционально-пространственная структура и градостроительный каркас центральной части Гомеля в 2022 году (а – энергетический потенциал всех узлов каркаса, б – функционально-пространственная структура и градостроительный каркас): – энергетический потенциал узла, усл.ед., – значение автомобилепотоков пассажирского транспорта в час пик, прив.ед., – каркас I порядка, – каркас II порядка, – каркас III порядка а) б) Сравнительный анализ показал, что ранжирование узлов градостроительной структуры по качественным (категории улиц и их пересечения) и количественным (зарегистрированная пропускная способность) значениям часто различается. К примеру, наибольший автомобильный поток в часы пик зафиксирован в узле «Завод измерительных приборов» (6670 ед.), в то время как его энергетический потенциал составил 30 единиц при максимальном значении в условиях Гомеля – 36. Завершение строительства обходной магистрали поспособствует как уменьшению трафика в центре города, так и в данном узле. Планируемое замещение на территории завода промышленной функции на общественную, дальнейшее освоение под многоквартирную жилую застройку ул. Барыкина и прилегающих территорий, а также заполнение линий и ткани общественными объектами между соседствующими элементами каркаса приведет к усилению данного узла в качестве входного. В таблице 1 приведены основные характеристики наиболее крупных узлов структуры центральной зоны города. Узлы 5, 10, 12, 13, 14 находятся на границе ядра центра. Анализ структурных элементов каркаса показал, что входные узлы центральной зоны города недостаточно сформированы и выполняют в большей степени транспортно- № Наименование узла Тип Основные функции Второстепенные функции Состояние 1 Ул. Малайчука Е Развивающийся, малой мощности 2 Ул. Кожара – Головацкого Е Развивающийся, малой мощности 3 Ул. Кожара – Советская Е Развивающийся, средней мощности 4 Ул. Советская – Малайчука В Развивающийся, малой мощности 5 Универмаг «Гомель» Е Развитый, мощный 6 Ул. Хатаевича В Развивающийся, малой мощности 7 Пересечение улиц Полесская – Кирова – Рогачевская Р Развивающийся, средней мощности 8 Ул. Полесская В Развивающийся, малой мощности 9 8 Марта Е Развитый, мощный 10 Вокзал «Гомель-Пассажирский» В Развитый, средней мощности 11 Коминтерн Р Развитый, средней мощности 12 Площадь им. В.И. Ленина Е Развитый, мощный 13 Центральный рынок Е Развитый, мощный 14 Завод измерительных приборов (ЗИП) В Развивающийся, средней мощности Таблица 1. Характеристики основных узлов градостроительного каркаса центра Гомеля Функции: – общественное питание, – транспортно-пересадочная, – административно-деловая, – культурно-досуговая, – спортивная, – образовательная, – распределительная, – торговая, – сервис, – здравоохранение, – гостиница распределительные функции. С развитием функционального каркаса и закономерным тяготением общественных объектов к данным зонам их специализация расширится, а роль в структуре города возрастет. Соответствующие современной степени зрелости города узлы отнесены нами к развитым. Некоторые из них – «Универмаг «Гомель» и «Центральный рынок» – обладают территориальными резервами для дальнейшего развития. Полученные результаты ретроспективного анализа формирования градостроительного каркаса и функционально-пространственной структуры центра Гомеля подтвердили верность модели развития центральной зоны города, предложенной А.Э. Гутновым, включающей структурные элементы УЗЕЛ, ЛИНИЯ, ТКАНЬ. Модель предполагает возникновение узла на пересечении транспортных магистралей на первом же этапе развития функционального каркаса центра. Благодаря своему положению в городском каркасе узлы являются наиболее благоприятными территориями для размещения объектов общественного назначения. Процесс накопления функций в них продолжается до некоторого критического состояния, когда степень функциональной активности насыщенного узла вступает в противоречие с возможностями самого узла и с «разреженностью» примыкающих к нему территорий. Когда процесс концентрации функций распространяется за пределы узла и формируются «линии», начинается второй этап развития. После использования территориальных, объемно-пространственных и функциональных резервов начинается этап формирования «ткани». К 2022 году на значительной части территории центра, прежде всего в его ядре, достигнута максимальная концентрация общественных функций на всех элементах градостроительного каркаса. Выявленные закономерности формирования градостроительного каркаса центра Гомеля позволяют прогнозировать дальнейшее его развитие. На современном этапе четко просматривается концентрация общественных объектов в границах исторических территорий города на период 1910 года и формирование отдельных зон концентрации в северном направлении по ул. Советской и в западном направлении по ул. Интернациональной. Общегородской центр и в особенности ядро центра города являются наиболее стабильными и функционально разнообразными. Происходит набор критической массы функций в узловых элементах центральной зоны, заполнение оставшихся резервов в его ядре, укрупнение и функциональное развитие узлов каркаса, срастание ряда крупных узлов в единый путем заполнения линейных пространств между ними, а также формирование новых узлов в срединной и периферийной зонах города. Многие приватные территории становятся публичными, что можно проследить на примере дворовых территорий жилой и смешанной застройки вблизи развитых узлов каркаса в границах ядра. Как следствие, ядро центра требует переустройства, в том числе перепрофилирования некоторых городских участков. С учетом выявленных тенденций и закономерностей можно прогнозировать дальнейшее развитие каркаса Гомеля. Уже на данном этапе некоторые элементы структуры не могут быть типологизированы однозначно. Ряд узлов на границе центральной зоны отнесен нами к входным формирующимся, в то время как выполняют преимущественно распределительные функции. С достижением критической массы в элементах ядра и закономерным выносом общественных объектов на данные участки они продолжат укрупнение и будут в полной мере выполнять функции входных. Данный процесс естественным образом повлияет на смещение границ центральной зоны. Зрелость каркаса и ткани центральной зоны будут стимулировать дальнейшее замещение стандартных функций уникальными и развитие новых и существующих узловых элементов в срединной и периферийной зонах города. Узел-емкость «Центральный рынок» сформирует с соседствующими входными и распределительными узлами крупные пространственные структурно-функциональные образования с замещением на линейных пространствах жилой функции общественной, а далее и с полным заполнением кварталов. Узел-емкость «Универмаг «Гомель» также продолжит функциональное укрупнение в совокупности с примыкающими к нему узлами[1]распределителями и переустройством имеющихся территориальных и объемно-пространственных резервов. Таким образом, понимание механизмов развития и периодов становления каркаса крупного города, к которым относится Гомель – второй по численности населения в Беларуси, позволяет прогнозировать последующие этапы его территориального роста и осуществлять дальнейшее развитие обоснованно, направляя городские ресурсы и инвестиции наиболее рационально и эффективно. Анализ формирования градостроительного каркаса, выполненный путем сопоставления его генерализованных моделей на различных эволюционных этапах, позволяет выявить его роль в выработке прогноза структурно-функциональных изменений с целью более эффективного планирования развития города. Территория Гомеля обладает значительным потенциалом для развития в существующих границах. Вместе с тем определены тенденции дальнейшего пространственного роста и преобразования, которые приведут к появлению новых узлов каркаса за пределами центральной зоны и развитию всех элементов структурно-функциональной модели Гомеля.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. – М. : Стройиздат, 1984 – 256 с.
  2. Коган Л.Б. Социально-культурная функция города и пространственная среда. – М. : – Стройиздат 1982. – 176 с.
  3. Ковырев С.И., Евстратенко А.В. Развитие функционального каркаса центральной части г. Гомеля // Архитектура : сборник научных трудов / редкол.: А.С. Сардаров (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БНТУ, 2024. – Вып. 16. – С. 126–132. 4. Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгялло Д.И. Город Гомель (Могилевской губ.), – Вильна : Сев.-Зап. отд. Имп. Русского географического о-ва, 1911. – 61 с. 5. Правоторова А.А. Реконструкция центров крупных городов Сибири : Учеб. пособие. – Новосибирск : НИСИИ им. В.В. Куйбышева, 1986. – 76 с. 6. Схема развития городского пассажирского транспорта и магистрально[1]уличной сети города Гомеля [Электронный ресурс]. – URL : https://gomel.gov.by/upload/Documents/stroitelstvo/42.18%20%D0%9E%D0%9F%20 %D0%9A%D0%A2%D0%A1%20%D0%93%D0%9E%D0%9C%D0%95%D0%9B%D0 %AF%202021(%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%802 (дата обращения 25.05.2024)