«ЛЕОНАРДО 2025» XVI Национальный фестиваль архитектуры
Страницы архитектурной летописи

Сергей Сергачёв

Особенность Минской области – ее месторасположение и исторически сложившееся границы, благодаря чему она оказалась сразу в трех климатических зонах. Тем не менее при дистанции с севера на юг в 315 км область имеет достаточно спокойное суммирующее название своего климата – «умеренно континентальный». Самая высокая точка страны именно здесь – гора Дзержинская в Дзержинском р-не (345 м). Для Беларуси это рекордная высота. Но и вторая по высоте возвышенность здесь, и третья, и четвертая тоже: гора Лысая – в Логойском р-не, гора Дубовая – в Столбцовском, гора Маяк – в Воложинском. Просто Минская область занимает водораздел, сформированный остановившимся здесь тысячелетия назад ледником: одни реки берут направление на Балтийское море, другие – на Черное. Поэтому на севере области рельеф неспокойный, много болот и озер. Там и самое крупное в Беларуси озеро – Нарочь. А на юге Минской области простираются удобные для обработки самые высокобалльные в стране пахотные земли, потому и лесов там осталось не так много. Самую высокую распаханность земель в Беларуси имеет Несвижский р-н – 60,3%, он же и наименее лесистый – всего 11,1% территории. Высокий процент распаханности (50–55%) в Копыльском и Слуцком р-нах.

Пересечение здесь важных транспортных артерий, а значит, и направления перемещения информации и товаров активно содействовали возникновению новых городов и развитию экономики. Об этом показательно свидетельствуют названия многих поселений. Например, если взять названия деревни Слобода, то их в области 26, а если Слободка – то 18, есть еще и около 30 их вариантов. Это осталось от ХVII–ХVIII вв., когда владельцы земли заинтересовывали людей переезжать на незанятые земли в новые, создающиеся поселения. Чтобы привлечь туда жителей, снижали им налоги («свобода») и предоставляли различные преимущества. Неслучайны и такие сочетания названий, как, например, город Копыль и недалеко от него деревня Старый Копыль, или деревни Старая Князевка и Новая Князевка в Березинском р-не. Количество подобных сочетаний в Минской области по данным совсем недавнего времени впечатляет: «Новый» (около 70 названий) и «Старый» (почти 30 названий), и это не считая названий «Новоселки» или «Новое Село». Подобного набора географических названий не имеет ни одна из областей Беларуси. Они раскрывают не только динамику освоения земель. Это ответ на вызовы времени, на возможность и необходимость активизации экономики, на требования технического прогресса. Именно это позволило Минщине реализовать потенциал, предоставленный пересечением здесь важных транспортных путей. Значение Минска повысила и прокладка железнодорожных магистралей, со временем он стал столицей республики.

Размещение области в центре страны – не только перспективы для экономики, это еще и своеобразная арена интенсивного культурного обмена между народами. Исторические центры региона – Минск, Слуцк, Заславль, Несвиж, Копыль, Молодечно и другие были важнейшими очагами культуры, внесшими большой вклад в формированиие белорусской народности. Но если в таких элементах культуры, как лингвистика или этнология, проявлялись особенности, присущие только данному региону, то народное зодчество здесь в большей мере есть синтез конструктивных, планировочных и художественных особенностей архитектуры других регионов.

Планировка деревень уличная, число дворов заметно увеличивается с севера на юг. Постройки усадеб компоновались в однорядные погоны. Но здесь больше, чем в других регионах, усадеб, где строения ставили отдельно, не связывая в целостную объемно-планировочную структуру, как в веночном или погонном дворе. Такие сооружения просматривались со всех сторон, их образ активно формировали все фасады, а не только один – главный. Поэтому особое внимание уделялось объемной композиции, симметрии и осевым приемам. Квадратный план жилой части дома, что типично для всей Беларуси, здесь начинает применяться и в планировке сеней.

Фото 1. Жилой дом в аг. Илья Вилейского р-на
Фото 2. Жилой дом католического священника (плебания) в д. Плебань Молодечненского р-на. ХIХ в. Сейчас литературно-исторический музей

В качестве материала для стен использовались бревна и брусья. В отличие от остальной Беларуси в местечках и городах минского региона не редкость дома с каменным нижним этажом и деревянным верхним.

Фото 3. Жилой дом с лавкой в г.п. Ивенце Воложинского р-на. Фото 1950-х гг.

Для крыш применяли легкие каркасные решения, но допускалось устройство и тяжелой рубленой конструкции покрытия «закотом».

Фото 4. Рубленая конструкция покрытия клети («закот») в д. Версанка Крупского р-на

Форма крыши в подавляющем большинстве простая в изготовлении – двухскатная. По сравнению с другими регионами в домах больше качественных решений: дощатые полы, кровля из гонта и щепы. И в то же время только в этом регионе Беларуси, особенно в его южной части, даже в начале ХХ в. применяли архаичное техническое решение тысячелетней давности: рубку продольного соединительного паза в верхней части бревен сруба. Поэтому естественно воспринимается в украшении жилого дома соседство узоров, для выполнения которых использовали и привычный для такой работы лобзик, и более древний инструмент плотника – коловорот.

Фото 5. Декор окон жилого дома в д. Кострица Борисовского р-на. 1950-е гг.
Фото 6. Декор жилого дома в д. Костеневичи Вилейского р-на. Начало ХХ в.

Размещение Минской области в центре страны – это и бурное историческое прошлое. Подтверждает это архитектура замков, как величественных каменных (Несвижский, включенный в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО), так и тех, от которых уцелели лишь земляные, но впечатляющие насыпи городищ, валов и бастионов (Заславль, Копыль, Клецк). Сложная система оборонительных первоклассных укреплений Слуцка, объединенных названием «Слуцкий замок», считалась в ХVII в. наиболее совершенной во всем Великом княжестве Литовском и неоднократно обеспечивала надежную защиту жителям.

Фото 7. Замок в Несвиже. ХVI–ХVIII вв.

Архитектурное наследие Минщины разнообразно, оно делает историю интересной и активно задействованной в жизни общества. В том же Слуцке Дом культуры, построенный в конце 1930-х гг., когда авангард уже покидал советскую архитектуру, сумел сохранить монументальность простых форм, выразивших героизм защиты близких тогда государственных границ, и в то же время остался обычным культурно-просветительным учреждением современности. Многое значит для нас и архитектура мемориального комплекса «Хатынь» в Логойском р-не, которая стала святыней национальной памяти, хотя самой деревни, трагически ушедшей, уже давно нет.

Фото 8. Дом культуры в Слуцке. Конец 1930-х гг.

В крамах вокруг ратуши в Несвиже, как и 435 лет назад, по-прежнему торгуют. И сама ратуша – все тот же символ города, а еще и музей, рассказывающий о городском самоуправлении. А недалеко от ратуши находится, образно говоря, прародитель барокко в Восточной Европе – костел Тела Господня.

Фото 9. Ратуша и торговые ряды в Несвиже. 1596 г.
Фото 10. Костел Тела Господня в Несвиже. 1587–1593 гг.

Именно этот храм стал в конце ХVI в. первым представителем искусства барокко, полноценно раскрывшим особенности нового архитектурного направления на этих просторах (имеются в виду Беларусь, Россия, Украина, Польша, страны Прибалтики и другие соседние земли). Поэтому трагедия пострадавшего от пожара костела Вознесения Пресвятой Девы Марии в аг. Будслав Мядельского р-нахотя и обнажила проблемы охраны памятников, но не поставила под сомнение уверенность в успешном восстановлении этого известного храма эффектной барочной архитектуры. Ведь получилось восстановить, причем абсолютно достоверно, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в аг. Хотляны Узденского р-на, сгоревшую полностью в 2013 г..

Фото 11. Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии в аг. Будслав Мядельского р-на. ХVIII в. Фото 2021 г., после пожара
Фото 12. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в аг. Хотляны Узденского р-на (1897 г.). Сгорела в 2013 г., восстановлена в 2017 г.

В Минской области больше всего агрогородков. Все-таки близость к столице – это не только связи с начальством, что, с одной стороны, хлопотно, но с другой – позволяет быстрее решать проблемные вопросы. Это и близость к рынкам сбыта продукции. Поэтому работы хватает, статистика показывает, что численность сельского населения в Минской области постоянно увеличивается. Количество жителей в некоторых сельских поселениях в окрестностях Минска уже превышает 10 тысяч, что делает их все более заметными компонентами столичной агломерации с ее шестью городами-спутниками. Поэтому некоторые сельские поселения, например Боровляны, и вовсе могут получить статус городских. А Фаниполь наиболее решительно продвигается к такому типологическому названию, как город-спутник. Это происходит потому, что кроме удобного размещения на транспортных коммуникациях здесь обеспечивается гармоничное сочетание мест проживания с местами приложения труда.

Агрогородки и деревни обзавелись новым жильем, в архитектуре которого все же отдается предпочтение традиционным, психологически привычным образам в сельской среде. И тут неважны размеры – небольшие домики, прагматично возведенные в соответствии с финансовыми возможностями, или достаточно выразительные двухэтажные объемы, фактически соответствующие обликам солидных коттеджей .

Фото 13. Застройка аг. Тимковичи Копыльского р-на

Главное, жилище начинают рассматривать как систему, открытую к совершенствованию и модернизации, с непременным вниманием к энергоэффективности и комфорту в зависимости от постоянно растущего прогресса и доступности к новым технологиям . В итоге у жилья появляется дополнительно новая функция – производство энергии («умный дом»), вплоть до поставки ее в общую сеть.

Фото 16. Мультикомфортный жилой дом в Дзержинске

Инвестиционные программы районов показывают, что расширяется вариантность состава сооружений, формирующих жилые и производственные комплексы на селе. Вовсе не обязательно все строится с нуля, с чистого места. Учитываются местные особенности, наличие зданий предшествовавшей инфраструктуры и их мощности. Это позволяет снизить стандартность и предсказуемость реализуемых композиционных приемов, позволяя архитектурно-художественным решениям не повторяться. Такой подход вносит разнообразие в сельскую застройку, так как понятно, что большого набора средств выявления индивидуальности у таких сооружений, как силосно-сенажные траншеи или молочно-товарные фермы, нет. Так, в аг. Сейловичи Несвижского р-на при строительстве новой молочно-товарной фермы применили стандартную схему – два коровника и молочно-доильный блок. Но использование инженерных коммуникаций уже действующей фермы дало экономию финансовых средств в процессе строительства и эксплуатации и позволило укрупнить производственный комплекс, сделать его более важным акцентом в сельскохозяйственном ландшафте.

Фото 17. Строительство молочно-товарной фермы в аг. Сейловичи Несвижского р-на. 2013 г.

Инвестиционные программы Дзержинского и Клецкого р-нов на 2016 и 2017 гг. тоже показали, что не было упрощенного повтора типов зданий и композиционных решений при формировании сельскохозяйственных промышленных комплексов. Где-то новым строительством увеличивали производственные мощности, а где-то только совершенствовали сложившуюся инфраструктуру, но обязательно исходили из фактора функционально-экономической целесообразности.

Создание новых производственных мощностей и, как следствие, строительство производственных зданий (Борисов – завод «БелДжи», Фаниполь – завод «Штадлер Минск», Столбцы – цех высокоточного, высокопрочного чугунного литья филиала Минского моторного заводаи др.) комплексно сочетается с возведением комфортного жилья и объектов обслуживания. Именно так вступают в строй в Пуховичском р-не предприятия ЗАО «Белорусская национальная биотехнологическая корпорация». Там десятки объектов, в том числе заводы по производству комбикормов и аминоксилот, электростанция, рекордные для СНГ по объему зернохранилища и многое другое. А наиболее масштабным проектом является строительство Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий Камень» на территории Смолевичского р-на. На подходе ожидаемые перемены в Любани, где скоро вступят в строй предприятия Нежинского горно-обогатительного комбината. А это также и новое жилье, новые дороги, парки, современная сфера обслуживания и вообще все-все необходимое.

Фото 18. Завод «БелДжи» в Борисове (из открытых источников)
Фото 19. Строительство предприятий ЗАО «Белорусская национальная биотехнологическая корпорация» в Пуховичском р-не (из открытых источников)

Обновление затронуло и сложившиеся города и поселения. Всех интересует прежде всего повышение качества среды проживания, труда и отдыха. Никто не ограничивается лишь вводом в строй новых квадратных метров жилой площади. Преображаются даже такие города, как Солигорск и Жодино, которые всегда считались новыми и о которых уверенно думалось, что уж здесь-то все нужное запроектировано и сделано. Перемены приходят и туда, что всегда считалось благополучной «зеленой зоной», успешно обеспечивающей отдых горожан. Появившийся в Солигорске парк Четырех Стихий – не просто аллеи со скамейками для отдыха и не только радующие глаз зеленые насаждения, а нестандартная среда для философского осмысления посетителями своего бытия и познания детьми мира и природы, место встреч, игр и развлечений. И городской парк в Жодино с его веревочным городком, батутом и водными аттракционами предлагает широкий выбор новых вариантов для развлечений и неформальных спортивных состязаний. А Мядель недавно получил настоящую набережную вдоль берега озера. Пусть несложную, без излишних изысков, но о ней мечтали, наверно, столетия. И состоялось главное – набережная не отдалила человека от природы, а приблизила его к ней.

Фото 20. Парк Четырех Стихий в Солигорске (из открытых источников)
Фото 21. Набережная в Мяделе (из открытых источников)

Близость к столице, практически вплотную к ее границам, позволила смело предложить для архитектурной среды в сельской местности – все-таки это территория Минского района! – абсолютно новые композиционные и художественные образы, формирующие пространства, в которых не только удобно проживать, но куда с интересом отправляешься и на прогулку. Новизна охватила не только общественные здания, в которых неожиданные и интересные находки всегда были ожидаемы, но и жилые дома. Новые подходы к трактовке фасадов индивидуальных домов или традиционных секционных и высотных объемов многого стоят. И обеспечивается это как раз тем, на что уже достаточно долго делалась ставка в развитии архитектурно-строительного процесса – достижением максимальной индустриальности строительных изделий.

Фото 22. Один из корпусов детского летнего лагеря «Ракета» в Минском р-не
Фото 23. Жилые дома в д. Сосновая Смолевичского р-на
Фото 25. Жилой комплекс «Пирс» около аг. Ратомка в Минском р-не

Конечно, новинки в архитектуре все же надо воспринимать как итог предшествовавших творческих поисков и как появление возможности реализовать новую политику в строительной индустрии. Ведь жилые дома 1970-х годов в д. Крупица Минского р-на – это одноквартирные дома, сблокированные очень даже нескучно, создавая плотный фронт уличной застройки. Чем не современные таунхаусы?

И бионическую архитектуру, о которой много написано и где-то по миру в уникальных строениях реализовано, в Минской области тоже можно найти. Футбольный стадион «Борисов-Арена» в Борисове ярко показывает современную трактовку этого направления – «архитектурно-бионическая экология» как обеспечение экологического равновесия архитектуры и природы.

Фото 26. Футбольный стадион «Борисов-Арена» в Борисове

И это в городе, который уже был украшен показательным, можно сказать образцовым, памятником архитектуры ретроспективного стиля – Воскресенским собором, возведенным во 2-й половине ХIХ в.. Такой контраст как раз и является свидетельством жизненности традиций, важнейшая среди которых – новаторство. Ведь когда-то неорусский стиль тоже был инновацией в архитектуре, как и сегодня стиль био-тек.

Фото 28. Воскресенский собор и памятник основателю города князю Борису Всеславичу в Борисове

Возможно, поэтому в Минской области благодаря интересу к новому получилось создать самое большое число агроэкоусадеб. Их посетители, приехавшие сюда отдохнуть, получают и эффект путешествия – помогают сотни километров протяженности, обеспечивающие разнообразие природных форм. Но в области, особенно в Воложинском р-не, удалось сформировать в полном объеме так называемую кластерную систему, когда каждая агроэкоусадьба функциональным содержанием не соперничает с соседними, а дополняет их. Например, специализируется на обеспечении отдыха или знакомстве с животным миром, предоставляя другим предлагать гостям велопутешествия или рыбную ловлю, уже не говоря о лошадках, овечках или о театральном спектакле на хуторе посреди леса – это в Воложинском р-не тоже есть. Различие в формах отдыха и развлечений определяет назначение строений, обеспечивает разнообразие архитектурных форм. Ощущение былинности и уход от бытовой заземленности, что привлекает туристов больше всего, на Минщине обеспечивается очень даже успешно и профессионально. Тогда и Новый год, даже если не случилось снега, все равно останется праздником, который гарантированно будет обеспечен, в том числе и средствами архитектуры.

Фото 29. Парк-музей «Великое княжество Сула» в д. Сула Столбцовского р-на
Фото 30. Новый год на агроэкоусадьбе «Ганка» в д. Эпимахи Воложинского р-на. 2019 г.