Денис Кондратьев
2022 год в Республике Беларусь назван Годом исторической памяти. На государственном уровне осуществляются различные мероприятия, направленные на сохранение исторического наследия. К сожалению, человечество зачастую пренебрегает уроками истории и тем самым обрекает себя на повторение уже пройденного, как правило трагического, пути.
В современном мире существует множество способов сохранить свою историю, но во все времена в этом велика была роль изобразительного искусства, в частности архитектуры. Бок о бок с архитектурой, запечатлевая прошлое и настоящее, идет скульптура.
Монументальная скульптура, в отличие от станковой, более универсальна. Оперируя присущими ей выразительными средствами, объемно-пространственными категориями, она оказывает мощное воздействие на зрителя и этим очень близка архитектуре. Не случайно ни один монументальный скульптурный памятник не создается без участия архитектора.
Синтез архитектуры и скульптуры находится в постоянном развитии. Обе они мгновенно реагируют на достижения науки в области создания новых, устойчивых к воздействию окружающей природной среды материалов, применяемых в ваянии и зодчестве. Однако традиционно скульпторы с давних времен предпочитают камень и бронзу.
Если взглянуть на развитие изобразительного искусства Беларуси в последние 100 лет, то увидим, что в 1-й половине XX в. оно находилось под мощным влиянием социалистического реализма. Известно, что любые господствующие направления в различных видах деятельности человека, насаждающие свои постулаты, однобоки в восприятии реального мира и исторических процессов. Неприятие всего, что противоречит установленному образцу, стесняет свободу выбора тем и объектов изображения, сужает разнообразие стилей. Художник был поставлен в условия текущей обстановки и господствующей идеологии.
Однако и в тех сложных условиях в республике появилось много прекрасных мастеров монументальной скульптуры. В предвоенные и послевоенные годы в Беларуси успешно творили А. М. Бразер, А. О. Бембель, 3. И. Азгур, А. В. Грубе. Совместный труд скульпторов и архитекторов явил подлинный синтез искусств. Взаимосвязь всех частей дала новое гармоническое единство. В стилевом соединении архитектуры и скульптуры рождалась общность идейного и стилистического замысла, что в свою очередь составило органичное целое. Пример поразительной мощи подобного слияния искусств можно увидеть во взаимодействии монументальной скульптуры с городским ансамблем пр. Независимости в Минске. Архитектор И. Г. Лангбард прекрасно справился с задачей общего композиционного решения Дома правительства и площади, к которой прилегает здание. Доминантой, связующей соседствующее с Домом правительства пространство, явился памятник В. И. Ленину. Создание монументального образа в камне и металле требует усилий намного большего количества людей, нежели один архитектор и один скульптор. В процессе поиска единственно нужного решения зачастую приходится идти на всевозможные компромиссы с теми, от кого зависит воплощение задумки художников в жизнь. Как и во многих иных случаях, связанных с проектами подобного масштаба, была создана специальная комиссия, которая принимала во внимание пожелания не только профессионалов-художников, но и общественности.
Конкурсные работы были выставлены для общего обсуждения в зале республиканского Дома политического просвещения. 4 апреля 1929 г. специальной комиссией ЦИК БССР объявлены условия Всесоюзного конкурса на лучший проект. Победителями стали архитектор И. Г. Лангбард и скульптор М. Г. Манизер. Совместная работа двух мастеров «Ленин на трибуне» удостоилась первой премии и была рекомендована к исполнению.
![]() |
В военный и послевоенный период очень популярным стал портрет. Около 50 подобных работ, на которых были изображены Герои Советского Союза, генералы, партизаны, солдаты, создал З. И. Азгур. Впечатляющий пример героического образа воина-защитника явил А. О. Бембель («Гастелло»).
1950–1980-е гг. можно назвать самым плодотворным периодом монументально-пластического искусства. Один за другим создавались мемориальные комплексы и скульптурные памятники во славу героизма советских людей в годы войны. В 1954 г. в Минске на площади Победы возведен обелиск-памятник воинам Советской армии и партизанам, павшим в боях с фашизмом (скульпт. 3. И. Азгур, А. О. Бембель, А. К. Глебов, С. И. Селиханов; архит. В. А. Король, Г. В. Заборский).
В 1969–1971 гг. был построен комплекс «Брестская крепость-герой». Авторский коллектив, в который вошли скульптор А. О. Бембель, архитекторы В. А. Король, В. М. Волчек, В. П. Занкович, Ю. И. Казаков, О. А. Стахович, Г. В. Сысоев, возглавил скульптор А. П. Кибальников.
Около Минска появился Курган Славы (1969) в память о том, что в этих местах в июле 1944 г. во время крупнейшей наступательной операции «Багратион» в окружение попала 150-тысячная группировка гитлеровских войск («Минский котел», скульпт. А. О. Бембель, А. Е. Артимович; архит. О. А. Стахович, Л. П. Мацкевич; лестницу вокруг кургана спроектировал В. М. Лапцевич).
В память о сотнях сожженных нацистами белорусских деревень в январе 1966 г. принято решение о создании в Логойском районе мемориального комплекса «Хатынь». В марте 1967 г. был объявлен конкурс на создание проекта мемориала. В нем победил коллектив, в который вошли архитекторы Ю. М. Градов, В. П. Занкович, Л. М. Левин, а также скульптор, народный художник БССР С. И. Селиханов. Торжественное открытие состоялось 5 июля 1969 г.
Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс площадью до 50 га имеет центром композиции шестиметровую бронзовую скульптуру «Непокоренный человек» – выживший в аду старик с мертвым ребенком на руках.
![]() |
Около памятника сложены гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором были сожжены жители деревни. На братской могиле из белого мрамора – Венец памяти. Много лет спустя достойным преемником «Хатыни» стал мемориал в д. Борки Кировского района (2020).
В 1968 г. создается мемориальный комплекс советско-польского боевого содружества в Ленино Могилевской области (авторы комплекса: В. М. Волчек, скульпт. В. Е. Цигаль, архит. Я. Б. Белопольский и В. И. Хавин; авторы диорамы в музее: художники Н. В. Овечкин, А. И. Интезаров), в 1974 г. – мемориал «Прорыв» в Витебской области (архит. Ю. М. Градов, Л. М. Левин, скульпт. А. А. Аникейчик). В 1985 г. открылся памятный знак «Минск – город-герой», в создании которого участвовали скульптор В. П. Занкович, архитекторы В. У. Крамаренко, В. С. Евсеев, В. Г. Романенко.
Значительным событием в деле увековечения памяти героев стало открытие в 1975 г. в Жодино памятника в честь матери-патриотки Н. Ф. Куприяновой и ее пяти сыновей, погибших на полях сражений за Родину. Один из них, Петр Куприянов, закрыл собой амбразуру вражеского дзота (скульпт. А. М. Заспицкий, И. Я. Миско, Н. А. Рыжанков; архит. О. Г. Трофимчук).
На ул. Мельникайте в Минске создан эмоционально напряженный, духовно возвышенный мемориал «Яма» (архит. Л. М. Левин, скульпт. А. М. Финский).
![]() |
Памятник посвящен жертвам холокоста, казненным на этом месте немецко-фашистскими захватчиками. Мемориал олицетворяет трагедию, боль, ужас и — несгибаемость взрослых и детей, идущих на расстрел. У одной из мужских фигур в руках скрипка – один из образов бессмертной души.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что архитектура и монументальная скульптура в Беларуси советского периода достигли в своем единстве значительных высот, удивительно точно отображая отечественную историю. Важнейшим достоинством этого тандема является то, что на всех этапах развития он призывал и продолжает призывать современников к гуманизму, добру, учит пониманию ценности жизни, красоты, любви к родной земле.
XXI век привнес новые идеи, образы, аллегории в раскрытие темы войны. Проводятся конкурсы на создание мемориальных комплексов, памятников исторически значимым фигурам. Сегодня в скульптуре работает самобытная, оригинальная когорта художников, способных решать эти задачи: Александр и Ксения Шаппо, братья Сергей и Дмитрий Огановы, художники-скульпторы Павел Герасименко и Алеся Гурщенкова, Андрей Хотяновский, Ольга Нечай, Сергей Возисов, Константин Костюченко, Иван Артимович, Александр Соколов, Алесь Шатило, Алексей Сорокин и другие. Все они продолжают традиции своих именитых предшественников, каждый по-своему интерпретируя мемориальную тему.
Например, Константин Костюченко – один из создателей мемориального комплекса в Тростенце (архит. Л. М. Левин, Г. Л. Левина, А. В. Копылов, А. А. Аксенова, В. А. Почечуев, Е. Н. Постникова, при участии архит. Е. В. Глаголевой, Л. А. Пилипенко, Н. Л. Ширей, скульпт. К. В. Селиханова, М. М. Петруля, А. В. Шаппо, К. А. Костюченко). Он автор установленной здесь уникальной для современного белорусского искусства скульптурной композиции «Врата памяти».
![]() |
![]() |
На бронзовых створках ворот изображены врезанные в колючую проволоку 29 фигур узников лагеря смерти. Монумент высотой 10 м и весом более 35 т – визуализированная память и напоминание современникам и грядущим поколениям о преступлениях фашизма, о страданиях и мужестве погибших. В образе врат есть умышленная недосказанность. Она важна для того, чтобы зритель, сопереживая, домысливал за художника, являясь сотворцом и соратником в сохранении памяти. За выдающийся творческий проект доценту кафедры скульптуры Белорусской государственной академии искусств Константину Костюченко присуждена Государственная премия в области литературы, искусства и архитектуры за 2020 г.
Еще со времен Древней Греции, Египта и более ранних периодов истории информация по большей части сохранялась благодаря памятникам архитектуры и скульптуры. Посредством своей работы скульптор и архитектор в визуальных объемно-пространственнных образах оставляли грядущим поколениям память о том, что происходило до них. Живя в формируемой человеком среде, художник стремится создавать образы эмоциональные, помогая зрителю почувствовать сопричастность к запечатленному событию.
77 лет назад окончилась Великая Отечественная война. Но это не такой большой срок в сравнении с жизнью человека. И неслучайно многие проекты, над которыми сегодня работают художники, так или иначе связаны с этими трагическими страницами истории.
Один из последних – мемориальный комплекс «Памяти сожженных деревень Могилевской области» в д. Борки в Кировском районе.
![]() |
Он создан на месте крупнейшей по количеству жертв карательной операции против мирного населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны. 15 июня 1942 г. в деревню Борки ворвался карательный отряд Оскара Дирлевангера, палача Хатыни, внесшего страшную кровавую лепту в историю Беларуси. В тот день было убито более 1800 человек – жителей Борок и окрестных сел. Борки восстановили, но соседние поселки не возродились.
В 2019 г. областное руководство приняло решение о реконструкции памятных знаков в д. Борки и создании там уникального мемориала. Проект разработала и реализовала группа молодых белорусских скульпторов и архитекторов (скульпт. И. А. Артимович, А. Л. Соколов; архит. М. И. Левашова, историк Н. С. Борисенко).
Мемориал в память о 112 уничтоженных деревнях Могилевщины реконструирован в 2020 г. 20 июня этого же года с участием Президента Республики Беларусь состоялось его торжественное открытие. Здесь установлены скульптурные композиции «Беларусь – скорбящая мать» – образ матери, застывшей у пустой колыбели; «Улица» – обугленные стены домов с цитатами выживших очевидцев событий. Образ стихии, в которой оказались живые люди, запечатлен в композиции «Пламя», сопровождающейся звуковым фоном. «Колодец» – символ памяти о замученных детях, которых нацисты живыми бросали в колодцы.
В конце «Улицы» появился массивный камень с посланием, обращенным к потомкам, за ним парк, символизирующий возрождающуюся жизнь.
Проект реализован на белорусском и русском языках с применением современных оптических и акустических технологий. Наряду с выполненными основными работами отремонтированы прежде установленные мемориальные плиты. На них дополнительно нанесены названия еще тридцати трех «огненных деревень» Могилевщины и 649 фамилии погибших. Благоустроена территория вокруг часовни. Таким образом, как очевидно из приведенных примеров, в мемориальном искусстве Республики Беларусь существуют и сохраняются его лучшие традиции. Достижения монументальной скульптуры 2-й половины XX в. получают достойное развитие в веке XXI.