«ЛЕОНАРДО 2021» XIV НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИТЕКТУРЫ
ВЗГЛЯД В СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ПОРТАЛ

Что такое свой дом? Каким нам видится идеальное жилище? По сути, это главный профессиональный вопрос, на который архитекторы ищут ответы вот уже несколько тысячелетий. Свой дом – это и материальные стены, и эмоциональная атмосфера, и вид из окна, и уютный двор, это место и для уединения, и для общения. Это единство, в  котором находят отражение прошлое, настоящее и будущее. Современные жилые комплексы – продукт совместного труда: здесь сходятся интересы инвесторов, города, жильцов. У каждого свои представления о том, каким должно быть жилье. Но когда получается работать вместе, когда вас объединяют общие идеи и мечты, тогда получается возвести настоящий дом – комфортный, уютный, современный, инклюзивный.

Летом 2022 г. в Минске был введен в эксплуатацию первый дом многофункционального жилого комплекса «Фарфоровый». Дом, привлекший внимание. В интерьерах его шести подъездов созданы уникальные дизайнерские росписи – шесть минских городских легенд, собирателем которых и создателем концепции всей серии выступила Ирина Рондель-старшая, директор компании-застройщика.  Мы поговорили с авторами проекта о том, что такое жилье сегодня, каким оно должно быть, и как создаются современные жилые комплексы, в которых ХОЧЕТСЯ ЖИТЬ.

Наши собеседники – главный архитектор проекта Валерий Рондель, архитекторы Ирина Рондель-младшая, Константин Деев и Илона Эльяшевич, конструктор Денис Васильев, художник Екатерина Рондель.

ВЗГЛЯД В СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ПОРТАЛ

- Каждый проект начинается с истории, с легенды, которая потом воплощается в материальном образе. Какая история легла в основу вашего проекта?

Валерий Рондель (В. Р.): На берегах невидимой реки, впадающей в Свислочь, защищенной существующей застройкой от городской суеты, среди исторических семи холмов центра Минска, окутанных легендами, рождается МК «Фарфоровый». Экзотерически эта территория является энергетически активным местом пересечения воды и ветра – подземной реки Переспа, впадающей в Свислочь, и транспортных артерий. Разновысокими объемами зданий, напоминающими изломанные и гладкие глыбы, создаются образы скалистых белокаменных берегов вдоль изгибов сухого русла Переспы, протекающей в подземном коллекторе и соединяющей бульвар Шевченко с парковой зоной Комсомольского озера. Наступает вечер, и первый жилой «зигзаг» МК «Фарфоровый» оживает огоньками персональных порталов и мерцающим движением лифтов с панорамными окнами, как живой человеческий муравейник…

Ирина Рондель-младшая (И. Р.-мл.):  В этом проекте сплелись сразу три истории: геологическая – о реке Переспе, русло и берега которой легли в основу генплана комплекса, мифическая – о богатыре Менеске и других легендах о Минске, которые нашли отражение в интерьерах подъездов, и городская – комплекс строится на месте бывшего фарфорового завода, история и изделия которого также легли в основу визуального образа проекта.

Ирина Рондель-старшая: Для отражения исторической преемственности места в интерьерах и благоустройстве комплекса мы использовали местную топонимику и старинные городские легенды в увязке с цветами радуги и их философским подтекстом. Инфографика наших подъездов выстроена спектром: красный – оранжевый – желтый – зеленый – голубой – фиолетовый – «Каждый охотник желает знать, где фазан». Во многих мифологиях радуга – это мост, соединяющий землю и небо, мир людей и мир богов, мост, по которому на землю спускаются ангелы, а в небо ведет дорога в Волшебную страну, в которой исполняются мечты и зажигаются звезды новых желаний.

В интерьерах наших подъездов созданы уникальные дизайнерские изображения по типу «фресок». В них отражены городские легенды, которыми мы стремились передать нынешним минчанам посыл предков о важнейших общечеловеческих ценностях. Красный как цвет Марса и жизни, смелости, энергии посвящен Менеску. Оранжевый — цвет Солнца и любви, здоровья и молодости – рассказывает легенду о том, как Минск стал столицей. Желтый — цвет Меркурия и радости, оптимизма и веселья – о семи холмах, на которых возник Минск. Число 7 издревле считалось священным по нумерологическим и богословским канонам и символически выражало совершенную гармонию.

Зеленый — цвет Сатурна и надежды, свежести и богатства, повествует о толерантных гостеприимных белорусах. Голубой — цвет Венеры и верности, надежности и спокойствия – олицетворяет легенду о тех временах, когда Минск был портом на торговом пути из Варяг в Греки. Фиолетовый — цвет Луны и таинственности – хранит миф о Драконе Цмоке, открывая секрет как приручить собственного Дракона.

Каждому входящему в подъезды-порталы нашего дома, фрески гласят: «Обрети надежду!», ведь смелость, любовь, доброта, толерантность, дружелюбие, мудрость – способны творить чудеса и притягивать удачу.

Екатерина Рондель: Именно легенды о возникновении и жизни города Минска стали отправной точкой в оформлении входных вестибюлей в парадное и являются неким историко-художественным порталом. Разрабатывая концепцию проекта, мы отталкивались от истории места, развивали и выстраивали определенный ассоциативный ряд. Эти образы и легли в основу всей серии фресок.

Это не дословные, прямые иллюстрации текстов легенд, а художественные образы, возникшие на основе прочтения этих историй. Моя задача заключалась в их свободной интерпретации и внедрении в современную среду.

Константин Деев (К. Д.): Для меня этот проект начался с истории нашей семьи – фактически семейной династии, его можно назвать семейным проектом. Поэтому отношусь к нему как к родному.

- В чем особенность данного проекта и отличие от других жилых комплексов?

В. Р.: Основная особенность комплекса – это защищенность его пешеходных дворовых территорий и одновременная открытость центральному общественному пространству пешеходно-развлекательного зеленого бульвара. По фасадам и благоустройству радужным разноцветьем солнечных фарфоровых осколков-бликов рассыпаны акценты входов в секции жилых домов. Современный и одновременно эклектичный комплекс сочетает в себе элементы минимализма, деконструктивизма, зеленой архитектуры и скандинавского стиля.

И. Р.-мл.: Подземные паркинги, создающие интересный рельеф дворового пространства без автомобильного движения, индивидуальные планировки квартир и офисов, квартиры с террасами с потрясающим видом на Минск, приточно-вытяжная вентиляция в каждом помещении – все это особенности проекта. А отличает его от других комплексов, думаю, энтузиазм и невероятная заинтересованность заказчика и проектировщиков в создании комфортного, красивого, удобного пространства для людей с любым бюджетом и укладом жизни.

К. Д.: Особенности? Удобная и интуитивно понятная инфографика (каждый подъезд выделен своим цветом, таким образом в этом комплексе сложно заблудиться даже человеку, который находится там впервые). Внутренний двор без машин: безопасность для всей семьи от мала до велика. В то же время для автомобилистов предусмотрен комфортный подземный паркинг с лифтовым доступом прямо на необходимый этаж. А еще удобные уличные пространства: сочетание функциональности и эстетики.

- Технологии, материалы, конструктивные и планировочные решения – как всё это сочетается в вашем проекте?

И. Р.-мл.: Проект разработан при помощи BIM технологий (Revit), что позволило применять сложные архитектурные, конструктивные и инженерные решения. Все планировки квартир и административных помещений индивидуальны. Кроме того, мы старались максимально разнообразить метраж и конфигурацию комнат. В каждой квартире есть остекленная лоджия и французский балкон, так что в них всегда будет много света, даже в почти всегда пасмурном Минске. Очень хотелось создать ощущение уюта и дома, поэтому материалы подбирали максимально близкие к природным, натуральным – жемчужно-бело-серый венфасад из фиброцементных плит с цветными вкраплениями отливов, на террасах штукатурка под дерево.

Д. В.: Здание расположено в сложных инженерно-геологических условиях. Поэтому особое внимание в проекте было уделено отсечению грунтовых вод от объёма гаража. К примеру, на отдельном участке выполнения работ в стеснённых условиях по границе гаража была применена шпунтовая стена из буронабивных свай с последующей гидроизоляцией методом торкретирования.

Для решения ступенчатых эксплуатируемых покрытий использовалась сложная стоечно-ригельная система в монолитном железобетоне. Качество проекта гарантировалось технологией информационного моделирования (BIM), с помощью которой выполнялись все решения. Это отдельно было отмечено победой в международном конкурсе НОПРИЗ-2019 в категории «Лучший проект многофункционального комплекса».

К. Д.: Впервые в жилищном строительстве Беларуси были установлены панорамные лифты. Вентилируемый фасад сочетает в себе долговечность и эстетику, к тому же не позволяет зданию перегреться или переохладиться.

В. Р.: Взгляд в окно сквозь призму домашнего зимнего сада-огорода на подоконнике и летнего садика-огородика на цветной подставке французского балкона – это и есть твой собственный жизненный портал (кстати, нижняя зона окна не открывается, потому что растения, как и люди, боятся сквозняков). Хорошим примером входного портала, увитого диким виноградом, послужил проект, реализованный нами в 2008 г. в парке Солигорска.  Твой дом – твоё собственное видение окружающей жизни, отношения к самому себе. Для каждой территории, будь то квартира, дом, двор, комплекс, нужен свой личный «садовник» с будущей собственной и общей живой жизненной легендой.

- Взаимоотношения с нормами, с органами экспертизы – всегда актуальный и болезненный вопрос. Как складывались они у вас при работе над проектом?

В. Р. Отношения непростые – особенно с нормативной базой, которая постоянно корректируется, обновляется, а чаще просто переписывается. Чем, например, объяснить наличие в проектном решении административно-торговых помещений в первых этажах жилых домов? Прежде всего архаичной нормативной базой: опыт жизни профессора Преображенского, воспетой великим Булгаковым, не является примером для подражания для сегодняшних Шариковых. Административно-торговые помещения можно проектировать в одном уровне с землёй, а жилые квартиры необходимо поднимать на 0,6 м над уровнем земли, и при этом нужно обеспечить для физически ослабленных лиц крыльца, пандусы и подъемники. Все эти проектные решения ведут к значительному удорожанию, квартиры первых этажей обычно остаются не востребованными, поэтому проектом на 1-м этаже предусмотрены административно-торговые помещения. Сегодня любая квартира – по желанию застройщика – может превратиться в апартаменты, в которых можно жить и работать, особенно на 1-м этаже, из которого возможен дополнительный выход на приквартирный участок земли с собственным садом-огородом, отгороженный от двора подъездной дорогой или противопожарным проездом. Жизнь вносит свои коррективы в возможность, а иногда и необходимость работы на удалёнке – дома, а нормы при этом безнадежно отстают и фактически отрицают этот факт. А тот факт, что необходимые требования по обеспечению парковочными местами и нормы проектирования для них зачастую ставят крест на архитектурных решениях из-за завышенных регламентов ширины машиноместа – вплоть до 3,1–3,6 м между конструкциями для машиноместа? Гипотетически инсоляция жилых помещений в разрезе энергоэффективности является полным анахронизмом, так как двухкамерные стеклопакеты с эмиссионным стеклом полностью исключают попадание ультрафиолета в жилые помещения. Делайте выводы: сколько народных средств выбрасывается на ветер?

И. Р.-мл.: В любых отношениях главное – уметь находить компромиссы. В данном случае можно считать, что отношения сложились хорошо, потому что все очереди проекта, которые были поданы на экспертизу, её прошли.

К. Д.: Иногда нормы ограничивали оптимальные проектировочные решения. Однако были случаи, когда они давали пространство для полёта мысли.

Чего, на ваш взгляд, не хватает создателям проектов при строительстве жилых комплексов в Беларуси?                           

В. Р.: Упрощения нормативной базы с привлечением к её изменениям только действующих специалистов и опытных юристов.

И. Р.-мл.: Считаю, что больше всего проектированию и строительству в Беларуси не хватает грамотного менеджмента, оценки рисков, тайм-менеджмента. Хорошо проработанный план – это соблюдение сроков, то есть отсутствие непредвиденных затрат, которые, конечно, очень влияют на качество стройки и на отношения между авторами проекта, исполнителями и дольщиками.

Какие недостатки, по-вашему, самые существенные?

В. Р.:  Отсутствие четких и однозначных критериев при согласовании и утверждении ПСД. Отсюда и нежелание возлагать на себя ответственность.

К. Д.: В строительстве жилых комплексов уделяется мало внимания инфраструктуре как самого здания, так и прилегающей территории. Также из-за отсутствия грамотного менеджмента случаются частые срывы сроков.

На что в первую очередь следует обращать внимание при проектировании и строительстве жилых комплексов?

В. Р.: Вопросы безопасности всегда являлись основными, но за бортом часто остаются вопросы самодостаточности и дальнейшего ухаживания-обживания, перспективы развития, эксплуатации, на которые требуется терпение и время.

- Каким вы видите идеальный жилой комплекс как место для жизни?

И. Р.-мл.: МК «Фарфоровый» по всем параметрам подходит под моё понимание идеального места для жизни – тихий центр города, рядом парк вдоль водно-зеленого диаметра Минска, развитая инфраструктура и транспортное сообщение, индивидуальный паркинг, квартиры без перегородок, что позволяет использовать пространство именно так, как желает собственник.

К. Д.: Идеальный комплекс для жизни должен отвечать всем современным меркам качества и инклюзивности. Также важен доступ к общественному транспорту.

Д. В.: Идеальный жилой комплекс – уютный микромир, в котором жильцы, с одной стороны, отделены от окружающей суеты, с другой – удобно вовлечены в инфраструктуру города.

На примере «Фарфорового» – это прилегающая территория, свободная от автотранспорта (автомобили жильцов и посетителей размещаются исключительно в подземных гаражах-стоянках, откуда к жилым и общественным зданиям обеспечен доступ с помощью лифтов и лестниц). Внутри многофункционального комплекса размещены детский сад, кафе, магазины и иные встроенные помещения различного назначения, значит, жильцы могут решать многие бытовые вопросы рядом со своим домом. С другой стороны, комплекс размещен в центре города (как исторически, так и по современным меркам), что позволяет с максимальным комфортом добраться в любую точку города.

В. Р.: Мне он видится как некий солнечный оазис – с любовью, с детским смехом, с тенью в пустыне бытия, с журчанием ручья, шуршанием листвы и ветерка под пенье птиц на берегу, в саду, с лесной опушкой по соседству, с защитой от шума социума, машин, с изолированным доступным транспортом и добрыми красивыми самодостаточными соседями. Почувствуйте себя, любимого, персонально ответственным садовником собственного подоконника, балкона, террасы, подъезда, дома, двора, бульвара, города, отечества, – в общем всего, чего могут коснуться руки, взгляд, сердце и душа…

- Важным элементом топоники комплекса является бульвар. Его грамотное благоустройство и озеленение  –  это не только красивый гармоничный образ территории, это еще и комфорт жителей, возможность взаимодействия с живой природой. Какие идеи, новации были заложены в проект бульвара?  Как его образ перекливается с образом и историей всего места? Об этом рассказала Илона Эльяшевич, представитель Минской урбанистической платформы, которая работала над его проектом:

- Концепция благоустройства лежит на пересечении трех идентичностей – это легенда о Менеске, история реки Переспы и воспоминания о Минском фарфоровом заводе. Наша задача была соединить все три важные вехи и аккуратно провести пользователей через историю местности, при этом  испольвать не прямые образы, а, наоборот, сложить дух места из ассоциаций, намеков, которые мягко погружают в пространство легенд и незабытых историй. Мы разделили пространство по смыслу: платформы –более новая история, история фарфорового завода, а между ними бульвар – это уже старая история, которая в нем скрывается. Ассоциации с фарфоровым брали такие, как посуда, мозаика, клейма, фигурки, тарелки, поэтому благоустройство предполагало более яркие цвета, использование бетона, более искусственные формы и сочные растения в том числе. Сам же бульвар – это уже пространство истории про Переспу – реку, которая протекает сейчас в коллекторе, и про Менеска – богатыря, знахаря, у которого была мельница. То есть ассоциации – это камни, мука, у реки – песок, насыпи, русло. Здесь мы тоже пытались применить подобные материалы, цвета и ландшафтные решения. Важным было также использовать то, что река находится в коллекторе под бульваром, соответственно, и складка рельефа, по которой она когда-то протекала, сохранилась. Для того чтобы место стало более экологичным и в то же время более комфортным, естественным и удобным для пользования, мы использовали инструменты водно-чувствительного городского проектирования, которые позволяют собирать и удерживать воду, медленно пропускать ее в почву, при этом не затопляя ненужные территории.

- Каким видится развитие этого пространства в будущем?

- Оно зависит от того, как им будут пользоваться местные жители. После этого стоит провести исследование, и только тогда можно делать какие-то прогнозы.

- Каким, в вашем представлении,  должен быть идеальный жилой комплекс как место для жизни? 

- Это комфортный инклюзивный комплекс, который дает возможность проживать в нем людям с разными интересами, разным достатком, из разных слоев, для того чтобы достигалось социальное разнообразие. Это комплекс, который всем позволяет реализовывать свои потребности и желания на одинаковом уровне, не будучи разделенным по группам, либо исключенными, чтобы это было комфортно и люди не мешали друг другу. Идеальный жилой комплекс должен способствовать их коммуникации, добрососедству и создавать пространство для заботы об этом комплексе. Он должен быть экологичный, идентичный, непохожий на другие.