Николай Власюк
В пригороде жить лучше. Бегство из города, или дезурбанизация. По сравнению с суетой большого города и жизнью в бетонных многоэтажных этажерках образ современного жилья со всеми удобствами в экологически чистом месте, вблизи леса или водоема, в хорошей транспортной доступности весьма привлекателен, особенно для большой семьи. К тому же безопаснее в условиях современных пандемий, да и удаленный доступ позволяет работать на расстоянии. Поэтому сегодня вновь заговорили о вопросах дезурбанизации, и переезд в пригород становится модным направлением для активного молодого поколения, в том числе в мегаполисах.
В 2021–2022 гг. по заданию Брестского облисполкома институтом УП «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА» разработан градостроительный проект «Схема пригородной зоны города Бреста» (договор № 33.20). Схема является градостроительным проектом специального планирования с расчетным сроком (полное освоение) – 2035 г.
В пределах пригородной зоны должно быть обеспечено устойчивое и взаимосогласованное развитие самого города и прилегающих к нему территорий и населенных пунктов. Можно сказать, что впервые Брест получил обоснованные границы пригородной зоны.
Концепция развития пригородных поселков «Усадебный пояс». Брест всегда считался комфортным городом с бульварами, парками и лидировал среди областных центров по количеству жителей, проживающих в частном секторе. Однако после присоединения в 2000-х гг. к городу территорий прилегающих деревень Козловичи, Катин Бор, Старые Задворцы и Гершоны он столкнулся со сложностью доведения их до качественного уровня современных городских требований. С 2012 г. в Бресте перестали выдавать свободные участки для нуждающихся, и уже при утверждении нового генерального плана в 2019 г. численность очередников стала более 5000 семей. Решение данного вопроса было предложено в Стратегии пространственного развития (2019), которая предполагала, с одной стороны, остановить увеличение, разрастание административных границ города по сравнению с предыдущим генеральным планом и эффективно, более плотно застраивать имеющиеся городские участки блокированной и многоквартирной застройкой. С другой стороны, было предложено активно осваивать пригородную зону, развивая «усадебный пояс» вокруг города и вдоль транспортных коридоров.
Вставка:
Основные показатели
Площадь территории, включенной в пригородную зону города Бреста, ориентировочно составляет 136,8 тыс. га (без городских населенных пунктов).
Население Бреста – около 339,5 тыс. человек.
Численность населения пригородной зоны на начало 2020 г.:
Перспективные участки. В настоящее время в Бресте на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят 25 472 человека, в т.ч. 5 379 – на получение земельного участка, в Брестском районе на его получение зарегистрирован 3 461 человек (на 01.04.2022).
Удовлетворение потребности жителей в территориях для индивидуального и блокированного жилищного строительства генпланом Бреста предполагалось не только за счет площадок в городе-спутнике Жабинке, но и за счет свободных от застройки территорий в черте сельских населенных пунктов пригородной зоны.
Проектом пригородной зоны Бреста определены территориальные резервы в границах сельских населенных пунктов для усадебного жилищного строительства в интересах города-центра и сельской местности пригородной зоны.
Общая площадь выявленных для доосвоения площадок составила около 1,6 тыс. га, что полностью обеспечивает имеющийся дефицит земельных участков. На территории Бреста в пределах существующей городской черты выявлено еще 0,418 тыс. га земель для усадебного и блокированного строительства.
Из общего числа выбрано 36 сельских населенных пунктов, имеющих площадки для доосвоения. Из них 25 расположено в Брестской части пригородной зоны, 11 – в Жабинковской. Это населенные пункты, имеющие удобные автодорожные, железнодорожные транспортные связи с Брестом и Жабинкой (рис. 1).
Из числа выбранных для доосвоения площадок в населенных пунктах Брестской части ПЗ намечен ряд приоритетных для освоения площадок. Они расположены в ближайшем окружении областного центра – не далее 10 км от городской черты (рис. 2). Все площадки расположены в освоенной части населенных пунктов, удобно связаны с городом сетью автодорог. В большинстве из них имеются объекты социальной и инженерной инфраструктуры, что немаловажно на начальном этапе освоения площадок. К ним относятся:
Общая площадь приоритетных (первая очередь) для освоения площадок составила более 400 га.
![]() |
| Рис. 1. Изохроны транспортной доступности города. Проект пригородной зоны Бреста. УП «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА», 2022 |
![]() |
| Рис. 2. Наличие свободных площадок в пределах черты сельских населенных пунктов. Проект пригородной зоны Бреста. УП «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА», 2022 |
Требования комплексной застройки. Параллельно с вопросами размещения участков необходимо обратить внимание на современный комплексный подход и регламенты архитектуры и застройки. Важно говорить в целом о культуре застройки. К сожалению, сложившиеся усадебные поселки в регионах страны редко обладают архитектурной эстетикой. Как правило, не лучшим образом общую культуру застройки характеризуют разнообразные по высоте, материалу, светопрозрачности и цвету ограждения, отсутствие стилистики домов, пестрящие разнообразием цвета и фактуры кровли, несоблюдение отступов от красных линий и хаотичное размещение хозяйственных построек.
Чтобы предотвратить беспорядоченное застраивание доосваиваемых территорий населенных пунктов необходимо вести строительство после разработки архитектурных концепций и совмещенных проектов генерального и детального планирования. При едином застройщике проще добиться соблюдения общей архитектурной концепции.
Перед выделением участков под жилищное строительство необходимо обеспечить комплексную подготовку территории с прокладкой необходимых инженерно-транспортных коммуникаций. Это серьезные бюджетные либо инвестиционные вложения, поэтому дешевым такое жилье не назовешь.
Интересным опытом и примером может служить строительство поселков эконом-, комфорт- и бизнес-класса (по аналогии с Российской Федерацией). Фактор определения класса зависит от механизма предоставления участка, удаленности от областного центра, близости транспортной и инженерной инфраструктуры, природных комплексов (лес, река, озеро), а также от наличия или отсутствия единого стиля застройки, оригинальных, современных архитектурных решений, размера участков, ширины улиц и проездов, наличия парковых зон, плотности застройки, социальной и бытовой инфраструктуры, благоустройства.
Размер земельного участка при усадебном доме в сельских населенных пунктах пригородной зоны может достигать 0,15 га. На участках доосвоения предлагается размещать преимущественно малоэтажную жилую застройку высоких потребительских качеств. В качестве примеров могут служить районы комплексной застройки Малиновка, Стимово, застройка по ул. Высоковской, Скандинавское предместье в Бресте.
![]() |
![]() |
![]() |
| Рис. 3. Примеры комплексного освоения жилой застройки в Бресте. Районы комплексной застройки Стимово, Малиновка |
![]() |
![]() |
| Рис. 4. Пример комплексного освоения жилой блокированной застройки в Бресте. Скандинавское предместье |
Для комплексности и ансамблевости застройки в рамках архитектурной концепции определяется стилевое и архитектурно-планировочное решение. В регламентах предлагается обозначать требования к жилому дому, хозпостройкам (цвет кровли, отделка фасада, этажность, вид и высота ограждений, озеленение). Приоритет должен отдаваться усадебной застройке со средним участком 8–12 соток, примерно 15–20% – многоквартирной малоэтажной застройке (рис. 5) и еще 15–30 % – блокированной застройке с участками 2–8 соток. В поселках для нуждающихся предлагается увеличить процент блокированной застройки для удешевления строительства инфраструктуры и реализации единой концепции застройки.
Размещение нового жилищного строительства должно непременно сопровождаться соответствующим развитием сферы услуг, формированием полноценных комплексов обслуживания соответствующего уровня.
В населенных пунктах пригородной зоны необходимо предусматривать повышение уровня инженерного оборудования и транспортного обеспечения территории для создания комфорта проживания и отдыха населения, а также снижения нагрузки на природный комплекс проектируемой территории.
![]() |
|
Рис. 5. Концепция квартальной малоэтажной многоквартирной и блокированной застройки в д. Ковердяки. Пригородная зона г. Бреста. Проектировщик – ОАО «Брестпроект», заказчик – УП «УКС Брестского района», 2022 г. |
Механизм реализации. Строительство поселков предлагается вести по двум направлениям:
Согласно действующему законодательству граждане, состоящие на учете нуждающихся, могут улучшить жилищные условия путем строительства жилого помещения в составе многоквартирного жилого дома и блокированных жилых домах либо путем строительства индивидуального жилого дома.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10 декабря 2018 г. № 473 «О долевом строительстве» на строительство жилья горрайисполкомы, администрации районов выдают гражданам направления на заключение договоров создания объекта долевого строительства. После чего граждане обращаются к застройщику, заключают соответствующий договор, который в установленном порядке регистрируется. Затем дольщики, имеющие право на предоставление государственной поддержки на строительство жилья, обращаются с необходимыми документами и заявлением в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган.
Если граждане желают улучшить свои жилищные условия путем индивидуального жилищного строительства, то, согласно Положению о едином порядке учета граждан, желающих получить земельные участки для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1781, они обращаются в соответствующий исполнительный и распорядительный орган по месту, где желают получить земельный участок. По мере формирования земельных участков в соответствующих населенных пунктах, обеспеченных минимальной инженерной и транспортной инфраструктурой, данные участки распределяются в порядке очередности исходя из последовательности включения в единый список граждан, желающих получить земельные участки. Также земельные участки могут быть предоставлены по результатам аукциона. Для формирования участков на аукцион (долевое строительство) разрабатывается градостроительный паспорт на территорию с указанием регламентов застройки. Строительство ведется по согласованному проекту.
После предоставления земельного участка и оформления правоустанавливающих документов граждане, имеющие право на получение господдержки, обращаются в соответствующий горрайисполком, администрацию районов Бреста по вопросу ее получения.
Многодетным семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и включенным в установленном порядке в списки, земельные участки для строительства и обслуживания жилых домов предоставляются вне очереди с учетом последовательности включения таких семей в списки.
По состоянию на 1 января 2022 г. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят 76 572 семей, в том числе 7 789 многодетных семей (в Бресте состоят всего 25 472 семей, в том числе 1 301 – многодетная, в Брестском районе состоят 2 111 семей, в том числе 385 – многодетных).
Комплексная реализация данной концепции позволит: