«ЛЕОНАРДО 2025» XVI Национальный фестиваль архитектуры
ДВА ПРОСПЕКТА. (Вторая часть)

Виктор Ладис

МИНСК.  ПРОСПЕКТ НЕЗАВИСИМОСТИ.             

Изначально была улица Захарьевская, названная по имени губернатора Захария Корнеева. Во время войны 1812 года наполеоновские войска войдя в Минск переименовали ее в Новый город. После выдворения французов она опять стала Захарьевской. За прошедший век улица десяток раз переименовывалась. Были названия Хауптштрассе и Советская, проспект Ленина и Сталина, Адам Мицкевич и Франциск Скорина…  сейчас проспект Независимости. Как еще будет !? 

Главная парижская магистраль за последние 200 лет называлась - Елисейские Поля. Столетиями ранее были и другие названия: Большая аллея сада Тюильри, Королевская перспектива, Триумфальный Путь, Гранд Кур и наконец Avenue des Champs-Élysées - Елисейские Поля  (от лат. Elysium, элизиум - обитель душ блаженных, райские поля).

Строительство Проспекта в Минске инициировали другие обстоятельства в отличии от Парижа. Хотя архитекторы в обоих случаях вдохновлялись в античности и классике Древней Греции и Древнего Рима. 

В ходе операции “Багратион”, по освобождению территории БССР от фашистских оккупантов и вытеснению их на запад, в ожесточенных боях 3 июля 1944 г. в Минск ворвались советские танки. Один из них (?) красуется на постаменте у Дома Офицеров. Красная Армия освободила сильно разрушенную белорусскую столицу. И уже в августе советские власти бросили экспертный архитектурный десант разработать концепцию генплана восстановления города. Были задействованы академики Н.Колли, А.Мордвинов, В.Семенов, А.Щусев, профессор И.Лангбард. И естественно первыми в возрождении города стала центральная часть и ул.Советская (проспект Сталина). Стали подниматься “английские дворцы” и “итальянские палаццо”. 

Над застройкой главной магистрали Минска в разные годы работали архитекторы - М. Парусников, М. Барщ, В. Король, Г. Баданов, Г. Сысоев и многие другие советские и белорусские зодчие. За два послевоенных десятилетия Проспект стал таким каким мы сейчас его видим.           

Сталинский ампир Проспекта – это один из последних всплесков в нашем регионе масштабного строительства в стиле советского неоклассицизма с классическими архитектурными элементами и формами, с отредактированными греческими архитектурными ордерами. Триумфальный архитектурный образ Проспекта заслуживает особого внимания и изучения, как архитектурное наследие Беларуси. И конечно же требует должного содержания и сохранения. 

Как я ранее отметил в публикации  “ПАРК i ПРАСПЕКТ” – “При проектировании Проспекта архитекторы часто применяли архитектурное декорирование из трех ордеров Древней Греции, в особенности коринфский ордер, с присущим ему роскошной красотой капители. Из Древнего Рима взяли ярусность сооружений, торжественное и пышное оформление зданий”. На Проспекте коринфская тема это - Главпочтамт, Дворец профсоюзов, здание цирка, Национальный банк, здание комитета госбезопасности, а в историческом центре Минска выделяются здания МО Беларуси (штаб), жилой дом “под шпилем”, здание министерства с/х. Изюминка этих сооружений - колоннады, увенчанные коринфскими капителями в виде “растительной корзины” из стилизованных листьев аканта. Французские архитекторы тоже  были не прочь украсить Париж элементами а-ля Коринф.

Возможно из Парижа, и в частности от Елисейских Полей, советские архитекторы переняли простор и размах площадей и шикарных Полей.

В нескольких шагах от Проспекта на привокзальной площади расположилось одно из главных украшений города – две легендарные башни (1953, арх.Б.Рубаненко). Сразу после ВОВ у архитекторов и “отцов” города витала идея триумфальной арки по примеру Древнего Рима и Парижа, а вылилось это в две одинадцатиэтажные жилые башни-близнецы, напротив ж/д вокзала. Сталинская элита и друзья Советского Союза приезжали в столицу БССР на поездах и попадали в Минск через “парадные ворота”, через городской портал-арку “Ворота Минска”.  

В общем все памятники, все “здания-дворцы” с шикарными фасадами, весь Проспект - задумали и построили, как триумф победителей в великой войне. Сейчас это стильные архитектурные символы Минска и его советской истории.

Французский теоретик архитектуры доктор истории искусств Фабьен Белла, изучавший возрождение послевоенного Минска в своей книге отметил:  “…(советские) архитекторы прекрасно знали, что от них требуется строительство в кратчайшие сроки столицы, возвещающей о славе советской страны (СССР). Их усилия сконцентрировались на реконструкции проспекта Независимости (Сталина), превратившегося в минские Елисейские Поля “. 

Елисейские Поля были отличным вдохновляющим пособием для архитекторов того времени в создании уникального Архитектурного Ансамбля ПРОСПЕКТ. 

РЕПЛИКА.    

В любом городе мира можно найти “архитектурные ляпы”. Размещение зданий “экс-Кемпинский” и Capital Palace на Проспекте как раз из этой области. По стилистике и масштабу они выпадают из застройки советского ампира 50-х. На ул. Киселева, 17 построили жилой дом, который не в лучшую сторону  изменил открыточную панораму излучины реки Свислочь с ротондой и жилым домом “под шпилем”, живописно открывающуюся с моста. Изначально предлагался 5-и этажный дом, но калькулятор и желание заработать добавили еще два этажа и башни (!?). К парку Челюскинцев, пристроили жилой высотный район, а-ля Нью Йорк и Централ парк. И парк не парк и здание детской ж/д дороги скуксилось и Проспект в этой части уже не тот, сбился его масштаб. Во главе угла стоит прибавленная стоимость. Какой уж тут неоклассицизм, какой ампир ?!!

Попадись организаторам упомянутых строительств в руки пару книг об истории искусства и архитектуры, а не только калькулятор, возможно не было бы в этих исторических местах Минска режущего глаз “новостроя”. Хватило же такта застройщику DEPO не натыкать высоток в центральной пятиэтажной части города. 

И с деревьями вдоль минского Проспекта творится какая-то “чехарда”. Хорошо бы высадить по всей длине одинаковые десятилетние деревья и постепенно придавать кроне определенную форму.

Вроде как небольшие ошибки (иногда большие), но если перефразировать то ложка дегтя портит уникальный ПРОСПЕКТ. А это, не больше не меньше, а историко-культурная ценность Республики Беларусь.

Елисейские Поля в этом плане тоже отличились. Конечно любопытен и привлекает внимание гигантский сундук Луи Витона. Скорее это временная декорация, закрывающая строительство первого отеля Louis Vuitton, но пока не к месту. Что-то подобное (сундук LV) можно было видеть на Пятой авеню в NYC. Похоже это фирменная задумка дизайнеров LV. Вот и дизайнерские фонтаны а-ля хай-тек на пл. Рузвельта в Париже одновременно вызывают интерес и недоумение (!?).

ПЛОЩАДЬ НЕЗАВИСИМОСТИ  (ранее пл. Ленина  1933)  арх. И.Лангбард.

Над площадью работали многие советские и белорусские архитекторы.   Заглавная площадь Проспекта окружена зданиями и сооружениями, представляющими архитектурный и исторический интерес. Возможно этот интерес по масштабу не сопоставим с Place de la Concorde, но это Минск и для Минска это бесценно и важно. Сегодня площадь формируют: костел Святого Симеона и Святой Елены (Красный костел), Дом правительства, памятник вождю мирового пролетариата и создателю учения марксизма-ленинизма В.И. Ленина, здания Горисполкома и Управления метрополитена, БГУ и педагогического университета, гостиница “Минск” и Главпочтамт. И конечно же можно любоваться двумя зданиями начала прошлого века в стиле модерн.

ГЛАВПОЧТАМТ   (1949 1953) арх. В.Король, А.Духан. 

Впечатляет монументальный декор здания – высокая арка портика входа, коринфский ордер мощных колонн и полуколонн на симметричном фасаде, массивный аттик с гербом БССР. Интерьер главного входа и операционного зала в виде ротонды богато украшены – декоративная лепнина, облицовка естественным камнем, колонны, пилястры и балясины в ограждении с ионическими, растительными и комбинированными капителями, арки, кессоны, карнизы. Здание-дворец не только впечатляет, но и внушает доверие к “Белпочте”. Удачное начало Проспекта.

ЗДАНИЕ Комитета Г.Б.   (ранее Министерство Г.Б. 1945-1947) арх. М. Парусников, Г. Баданов. 

На ряду со зданиями ГУМ и Главпочтамт одно из лучших сооружений нового Проспекта и фактически первое послевоенное на нем.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РБ  (1947-1952) арх. М.Парусников. 

По образу итальянский дворец, по сути административное режимное здание. И опять же привлекает внимание строгая помпезность, монументальность и архитектурный декор – мощный фриз и не менее мощный карниз, декоративная аркада и арки высоких окон, коринфские плоские пилястры и портал входа.

ГУМ  (1951)  арх. Р. Гегарт, Л. Мелеги. 

Особое место в архитектурном оформлении Проспекта занимает яркое по стилистике здание ГУМа, вобравшее в себя ряд украшательств разных эпох, стран и империй. Архитектор вдоволь нафантазировал в экстерьере и интерьере универмага - т.н.“стилистические странности”, но как то все по делу и смотрибельно. 

По стилистическим особенностям и примененным стройматериалам (железобетон) здание уникально было для своего времени не только для Минска. На фасадах ярко выражено смешение архитектурных стилей. Тут ампир и классицизм, адаптированные для страны Советов, немного ар-деко и т.н. советская эклектика. Здание декорировано элементами перенесенными из древней Греции и Рима, из парижского Лувра – круглые окна, обрамленные керамическими барельефами с советской темой (рабочий и колхозница), ряды малых фронтонов и квадратных простенков, мощные угловые столбы, античные гирлянды и акротерии с серпом и молотом и т.д.

ДВОРЕЦ ПРОФСОЮЗОВ  (1949-1954)  арх. В.Ершов. 

Здание с классическими архитектурными формами, отредактированными в период советского неоклассицизма. И опять тут Коринф - портик-колоннада с коринфскими капителями и полуколонны по периметру. Многочисленные реалистичные скульптуры на фронтоне и карнизах изображают советского человека и области его жизнедеятельности. В углублении фронтона в скульптурной композиции показан достаточно полный срез советского общества мирного времени 40-50-х. Музыкант, учащийся ФЗУ, рабочий, колхозница, спортсмен, архитектор.

МОНУМЕНТ ПОБЕДЫ  (1954)  арх. Г.Заборский, В.Король  скульп. А.Бембель, А.Глебов, З.Азгур, С.Селиханов. 

В ознаменование победы над нацистской Германией, и как дань погибшим, на Круглой площади возвели Монумент Победы. В 1961 г. зажгли Вечный огонь.

Это классической формы монумент – четырехгранный 38 метровый обелиск из гранита, увенчанный орденом “Победы” из бронзы и с бронзовыми горельефами с четырех сторон, прославляющий подвиги советского народа.

ПЛОЩАДЬ ПОБЕДЫ  (ранее Круглая пл.). 1930-1941 гг. арх. Н. Андросов, Н. Трахтенберг. 1954 г. арх. М.Барщ, Л и Г. Аранаускасы, Г.Заборский, Л.Мацкевич.

Изначально классическая круглая в плане. Реконструкция и перепланировка 1984 года соединила мемориал со станцией метро и определила площадь эллипсовидной - арх. Б.Ларченко, Б.Школьников и К.Вязгин. Площадь и монумент это символ победы и стойкости советского народа и государства.

На Проспекте Независимости и Елисейских Полях, в ближайших кварталах от них, можно увидеть симпатичные, иногда забавные предметы и сценки бытия белорусской и французской столиц. Притягивают внимание скульптуры, малые архитектурные формы, витрины, инсталляции. Некоторые уличные произведения скульпторов и зодчих стали символами городов Минска и Парижа. Города прекрасны не только зданиями и ландшафтной архитектурой окружающей горожан, но и самими жителями - в парках и скверах, в метро и ресторанах, на улицах в городской среде.

РЕПЛИКА.      

Минск, Париж…  Гордо шагает Шарль де Голль, тут свадьба, тут отдыхают водные велосипеды, а тут паркинг самокатов. Вот ретро-авто (!!!). Любимый парк Янки Купала (Грицевца), фонтан “Венок”. А тут та остановка, о которой нам рассказывали в школе №21, как раз напротив нее и о которой мы пели  – “Наш паровоз, вперед летит. В Коммуне остановка…” ! И кстати вполне приличный дизайн новых остановок городского пассажирского транспорта Минска. 

“Изюминки” Парижа это входы в парижское метро в стиле ар-нуво (арх. Гектор Гимар). Сейчас эти изящные, причудливые арки и ограждения неразделимы с антуражем столицы стиля и моды. Было время, когда парижане по разному воспринимали эти сооружения – некоторые восторженно, некоторые жестко и называли их “мерзостью” и бредом. Так или иначе, но со временем они стали визитными карточками Парижа, а их образ назвали – стиль Гимара, стиль метро. Вызывают интерес и скорее это своего рода украшения города, фонтанчики Уоллеса для питьевой воды, отлитые из чугуна. Также знаменитые парижские тумбы Морриса для афиш театральных спектаклей и музыкальных представлений, которые установлены в разных концах Парижа. История их создания начинается в конце XIX века.

Минчанам уже Минск не Минск без таких городских символов как - ограждение Александровского сквера и парка Янки Купала, белые балюстрады с вазами вдоль Проспекта, ротонда на набережной реки Свислочь и конечно же легендарный “дом под шпилем” из 50-х.

Смотри полный текст публикации  в ТГ канале CAPITEL