Виктор Ладис
![]() |
МИНСК. ПРОСПЕКТ НЕЗАВИСИМОСТИ.
Изначально была улица Захарьевская, названная по имени губернатора Захария Корнеева. Во время войны 1812 года наполеоновские войска войдя в Минск переименовали ее в Новый город. После выдворения французов она опять стала Захарьевской. За прошедший век улица десяток раз переименовывалась. Были названия Хауптштрассе и Советская, проспект Ленина и Сталина, Адам Мицкевич и Франциск Скорина… сейчас проспект Независимости. Как еще будет !?
Главная парижская магистраль за последние 200 лет называлась - Елисейские Поля. Столетиями ранее были и другие названия: Большая аллея сада Тюильри, Королевская перспектива, Триумфальный Путь, Гранд Кур и наконец Avenue des Champs-Élysées - Елисейские Поля (от лат. Elysium, элизиум - обитель душ блаженных, райские поля).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Строительство Проспекта в Минске инициировали другие обстоятельства в отличии от Парижа. Хотя архитекторы в обоих случаях вдохновлялись в античности и классике Древней Греции и Древнего Рима.
В ходе операции “Багратион”, по освобождению территории БССР от фашистских оккупантов и вытеснению их на запад, в ожесточенных боях 3 июля 1944 г. в Минск ворвались советские танки. Один из них (?) красуется на постаменте у Дома Офицеров. Красная Армия освободила сильно разрушенную белорусскую столицу. И уже в августе советские власти бросили экспертный архитектурный десант разработать концепцию генплана восстановления города. Были задействованы академики Н.Колли, А.Мордвинов, В.Семенов, А.Щусев, профессор И.Лангбард. И естественно первыми в возрождении города стала центральная часть и ул.Советская (проспект Сталина). Стали подниматься “английские дворцы” и “итальянские палаццо”.
Над застройкой главной магистрали Минска в разные годы работали архитекторы - М. Парусников, М. Барщ, В. Король, Г. Баданов, Г. Сысоев и многие другие советские и белорусские зодчие. За два послевоенных десятилетия Проспект стал таким каким мы сейчас его видим.
Сталинский ампир Проспекта – это один из последних всплесков в нашем регионе масштабного строительства в стиле советского неоклассицизма с классическими архитектурными элементами и формами, с отредактированными греческими архитектурными ордерами. Триумфальный архитектурный образ Проспекта заслуживает особого внимания и изучения, как архитектурное наследие Беларуси. И конечно же требует должного содержания и сохранения.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Как я ранее отметил в публикации “ПАРК i ПРАСПЕКТ” – “При проектировании Проспекта архитекторы часто применяли архитектурное декорирование из трех ордеров Древней Греции, в особенности коринфский ордер, с присущим ему роскошной красотой капители. Из Древнего Рима взяли ярусность сооружений, торжественное и пышное оформление зданий”. На Проспекте коринфская тема это - Главпочтамт, Дворец профсоюзов, здание цирка, Национальный банк, здание комитета госбезопасности, а в историческом центре Минска выделяются здания МО Беларуси (штаб), жилой дом “под шпилем”, здание министерства с/х. Изюминка этих сооружений - колоннады, увенчанные коринфскими капителями в виде “растительной корзины” из стилизованных листьев аканта. Французские архитекторы тоже были не прочь украсить Париж элементами а-ля Коринф.
Возможно из Парижа, и в частности от Елисейских Полей, советские архитекторы переняли простор и размах площадей и шикарных Полей.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В нескольких шагах от Проспекта на привокзальной площади расположилось одно из главных украшений города – две легендарные башни (1953, арх.Б.Рубаненко). Сразу после ВОВ у архитекторов и “отцов” города витала идея триумфальной арки по примеру Древнего Рима и Парижа, а вылилось это в две одинадцатиэтажные жилые башни-близнецы, напротив ж/д вокзала. Сталинская элита и друзья Советского Союза приезжали в столицу БССР на поездах и попадали в Минск через “парадные ворота”, через городской портал-арку “Ворота Минска”.
В общем все памятники, все “здания-дворцы” с шикарными фасадами, весь Проспект - задумали и построили, как триумф победителей в великой войне. Сейчас это стильные архитектурные символы Минска и его советской истории.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Французский теоретик архитектуры доктор истории искусств Фабьен Белла, изучавший возрождение послевоенного Минска в своей книге отметил: “…(советские) архитекторы прекрасно знали, что от них требуется строительство в кратчайшие сроки столицы, возвещающей о славе советской страны (СССР). Их усилия сконцентрировались на реконструкции проспекта Независимости (Сталина), превратившегося в минские Елисейские Поля “.
Елисейские Поля были отличным вдохновляющим пособием для архитекторов того времени в создании уникального Архитектурного Ансамбля ПРОСПЕКТ.
![]() |
![]() |
РЕПЛИКА.
В любом городе мира можно найти “архитектурные ляпы”. Размещение зданий “экс-Кемпинский” и Capital Palace на Проспекте как раз из этой области. По стилистике и масштабу они выпадают из застройки советского ампира 50-х. На ул. Киселева, 17 построили жилой дом, который не в лучшую сторону изменил открыточную панораму излучины реки Свислочь с ротондой и жилым домом “под шпилем”, живописно открывающуюся с моста. Изначально предлагался 5-и этажный дом, но калькулятор и желание заработать добавили еще два этажа и башни (!?). К парку Челюскинцев, пристроили жилой высотный район, а-ля Нью Йорк и Централ парк. И парк не парк и здание детской ж/д дороги скуксилось и Проспект в этой части уже не тот, сбился его масштаб. Во главе угла стоит прибавленная стоимость. Какой уж тут неоклассицизм, какой ампир ?!!
Попадись организаторам упомянутых строительств в руки пару книг об истории искусства и архитектуры, а не только калькулятор, возможно не было бы в этих исторических местах Минска режущего глаз “новостроя”. Хватило же такта застройщику DEPO не натыкать высоток в центральной пятиэтажной части города.
И с деревьями вдоль минского Проспекта творится какая-то “чехарда”. Хорошо бы высадить по всей длине одинаковые десятилетние деревья и постепенно придавать кроне определенную форму.
Вроде как небольшие ошибки (иногда большие), но если перефразировать то ложка дегтя портит уникальный ПРОСПЕКТ. А это, не больше не меньше, а историко-культурная ценность Республики Беларусь.
![]() |
![]() |
![]() |
Елисейские Поля в этом плане тоже отличились. Конечно любопытен и привлекает внимание гигантский сундук Луи Витона. Скорее это временная декорация, закрывающая строительство первого отеля Louis Vuitton, но пока не к месту. Что-то подобное (сундук LV) можно было видеть на Пятой авеню в NYC. Похоже это фирменная задумка дизайнеров LV. Вот и дизайнерские фонтаны а-ля хай-тек на пл. Рузвельта в Париже одновременно вызывают интерес и недоумение (!?).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
ПЛОЩАДЬ НЕЗАВИСИМОСТИ (ранее пл. Ленина 1933) арх. И.Лангбард.
Над площадью работали многие советские и белорусские архитекторы. Заглавная площадь Проспекта окружена зданиями и сооружениями, представляющими архитектурный и исторический интерес. Возможно этот интерес по масштабу не сопоставим с Place de la Concorde, но это Минск и для Минска это бесценно и важно. Сегодня площадь формируют: костел Святого Симеона и Святой Елены (Красный костел), Дом правительства, памятник вождю мирового пролетариата и создателю учения марксизма-ленинизма В.И. Ленина, здания Горисполкома и Управления метрополитена, БГУ и педагогического университета, гостиница “Минск” и Главпочтамт. И конечно же можно любоваться двумя зданиями начала прошлого века в стиле модерн.
![]() |
![]() |
![]() |
ГЛАВПОЧТАМТ (1949 1953) арх. В.Король, А.Духан.
Впечатляет монументальный декор здания – высокая арка портика входа, коринфский ордер мощных колонн и полуколонн на симметричном фасаде, массивный аттик с гербом БССР. Интерьер главного входа и операционного зала в виде ротонды богато украшены – декоративная лепнина, облицовка естественным камнем, колонны, пилястры и балясины в ограждении с ионическими, растительными и комбинированными капителями, арки, кессоны, карнизы. Здание-дворец не только впечатляет, но и внушает доверие к “Белпочте”. Удачное начало Проспекта.
![]() |
![]() |
![]() |
ЗДАНИЕ Комитета Г.Б. (ранее Министерство Г.Б. 1945-1947) арх. М. Парусников, Г. Баданов.
На ряду со зданиями ГУМ и Главпочтамт одно из лучших сооружений нового Проспекта и фактически первое послевоенное на нем.
![]() |
![]() |
![]() |
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РБ (1947-1952) арх. М.Парусников.
По образу итальянский дворец, по сути административное режимное здание. И опять же привлекает внимание строгая помпезность, монументальность и архитектурный декор – мощный фриз и не менее мощный карниз, декоративная аркада и арки высоких окон, коринфские плоские пилястры и портал входа.
![]() |
![]() |
![]() |
ГУМ (1951) арх. Р. Гегарт, Л. Мелеги.
Особое место в архитектурном оформлении Проспекта занимает яркое по стилистике здание ГУМа, вобравшее в себя ряд украшательств разных эпох, стран и империй. Архитектор вдоволь нафантазировал в экстерьере и интерьере универмага - т.н.“стилистические странности”, но как то все по делу и смотрибельно.
По стилистическим особенностям и примененным стройматериалам (железобетон) здание уникально было для своего времени не только для Минска. На фасадах ярко выражено смешение архитектурных стилей. Тут ампир и классицизм, адаптированные для страны Советов, немного ар-деко и т.н. советская эклектика. Здание декорировано элементами перенесенными из древней Греции и Рима, из парижского Лувра – круглые окна, обрамленные керамическими барельефами с советской темой (рабочий и колхозница), ряды малых фронтонов и квадратных простенков, мощные угловые столбы, античные гирлянды и акротерии с серпом и молотом и т.д.
![]() |
![]() |
![]() |
ДВОРЕЦ ПРОФСОЮЗОВ (1949-1954) арх. В.Ершов.
Здание с классическими архитектурными формами, отредактированными в период советского неоклассицизма. И опять тут Коринф - портик-колоннада с коринфскими капителями и полуколонны по периметру. Многочисленные реалистичные скульптуры на фронтоне и карнизах изображают советского человека и области его жизнедеятельности. В углублении фронтона в скульптурной композиции показан достаточно полный срез советского общества мирного времени 40-50-х. Музыкант, учащийся ФЗУ, рабочий, колхозница, спортсмен, архитектор.
![]() |
![]() |
![]() |
МОНУМЕНТ ПОБЕДЫ (1954) арх. Г.Заборский, В.Король скульп. А.Бембель, А.Глебов, З.Азгур, С.Селиханов.
В ознаменование победы над нацистской Германией, и как дань погибшим, на Круглой площади возвели Монумент Победы. В 1961 г. зажгли Вечный огонь.
Это классической формы монумент – четырехгранный 38 метровый обелиск из гранита, увенчанный орденом “Победы” из бронзы и с бронзовыми горельефами с четырех сторон, прославляющий подвиги советского народа.
![]() |
![]() |
ПЛОЩАДЬ ПОБЕДЫ (ранее Круглая пл.). 1930-1941 гг. арх. Н. Андросов, Н. Трахтенберг. 1954 г. арх. М.Барщ, Л и Г. Аранаускасы, Г.Заборский, Л.Мацкевич.
Изначально классическая круглая в плане. Реконструкция и перепланировка 1984 года соединила мемориал со станцией метро и определила площадь эллипсовидной - арх. Б.Ларченко, Б.Школьников и К.Вязгин. Площадь и монумент это символ победы и стойкости советского народа и государства.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
На Проспекте Независимости и Елисейских Полях, в ближайших кварталах от них, можно увидеть симпатичные, иногда забавные предметы и сценки бытия белорусской и французской столиц. Притягивают внимание скульптуры, малые архитектурные формы, витрины, инсталляции. Некоторые уличные произведения скульпторов и зодчих стали символами городов Минска и Парижа. Города прекрасны не только зданиями и ландшафтной архитектурой окружающей горожан, но и самими жителями - в парках и скверах, в метро и ресторанах, на улицах в городской среде.
![]() |
![]() |
![]() |
РЕПЛИКА.
Минск, Париж… Гордо шагает Шарль де Голль, тут свадьба, тут отдыхают водные велосипеды, а тут паркинг самокатов. Вот ретро-авто (!!!). Любимый парк Янки Купала (Грицевца), фонтан “Венок”. А тут та остановка, о которой нам рассказывали в школе №21, как раз напротив нее и о которой мы пели – “Наш паровоз, вперед летит. В Коммуне остановка…” ! И кстати вполне приличный дизайн новых остановок городского пассажирского транспорта Минска.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
“Изюминки” Парижа это входы в парижское метро в стиле ар-нуво (арх. Гектор Гимар). Сейчас эти изящные, причудливые арки и ограждения неразделимы с антуражем столицы стиля и моды. Было время, когда парижане по разному воспринимали эти сооружения – некоторые восторженно, некоторые жестко и называли их “мерзостью” и бредом. Так или иначе, но со временем они стали визитными карточками Парижа, а их образ назвали – стиль Гимара, стиль метро. Вызывают интерес и скорее это своего рода украшения города, фонтанчики Уоллеса для питьевой воды, отлитые из чугуна. Также знаменитые парижские тумбы Морриса для афиш театральных спектаклей и музыкальных представлений, которые установлены в разных концах Парижа. История их создания начинается в конце XIX века.
Минчанам уже Минск не Минск без таких городских символов как - ограждение Александровского сквера и парка Янки Купала, белые балюстрады с вазами вдоль Проспекта, ротонда на набережной реки Свислочь и конечно же легендарный “дом под шпилем” из 50-х.
Смотри полный текст публикации в ТГ канале CAPITEL