«ЛЕОНАРДО 2025» XVI Национальный фестиваль архитектуры
Синтез искусств в городской среде

Георгий Потаев

Синтез искусств – органически взаимосвязанное единство двух и более видов художественного творчества (архитектуры, скульптуры, монументального и декоративного искусства, ландшафтной архитектуры и дизайна), в результате которого создается произведение более высокого синтетического уровня, обладающее художественной выразительностью, которой не было ни у одного из взаимодействующих произведений в отдельности [1, 2].

Архитектура «в одеждах» и «голая». При формировании городских пространств основу для других видов художественного творчества создает архитектурно организованная среда. Хорошо, если городская среда формируется зданиями «в красивых одеждах», на фоне которых хочется сфотографироваться, а если здания «голые»?

1. Большой дворец в Царицыно (архит. В. Баженов, М. Казаков) «в красивых исторических одеждах», Москва, Россия
2. Стоматологический центр «в красивых современных одеждах», Лимасол, Кипр
3. «Голая» застройка жилого комплекса «Минск-Мир», Минск, Беларусь

Тогда потребность жить в красивой городской среде реализуется в самодеятельном художественном творчестве горожан. Но такое творчество далеко не всегда украшает города.

4. Самодеятельное художественное творчество, Минск, Беларусь
5. Вход в художественную галерею, Гавана, Куба
6. Автомобиль «по индивидуальному заказу», Познань, Польша
7. «Художественная роспись» павильона на трамвайной остановке, Познань, Польша

Культурные слои в городской среде. В каждый исторический период в городской среде формируется свой культурный слой. Включение художественных произведений в существующие городские пространства позволяет создать новый культурный слой, меняющий эстетические качества урбанизированной среды в соответствии с новыми потребностями общества.

По величине различают крупноразмерные художественные композиции, доминирующие в городском пространстве; среднеразмерные, величина которых сомасштабна архитектурному или ландшафтному окружению; малые, имеющие композиционно подчиненное значение по отношению к окружению.

Величина произведений, как правило, взаимосвязана с их социально-культурной значимостью. В соответствии с ней можно выделить четыре группы художественных произведений, включаемых в городскую среду:

  • монументальные художественные композиции высокой духовности, отражающие важные культурные и исторические события – мемориальные комплексы, монументы, гигантские статуи и т. п.;
  • художественные произведения, несущие общественно значимую смысловую нагрузку, включаемые в композицию общественных, жилых, рекреационных пространств, – скульптурные композиции, арки, живописные и мозаичные панно, рельефы и т. п.;
  • малые художественные формы, служащие для украшения городских пространств – памятные знаки, мемориальные доски, пленэрная скульптура и т. п.;
  • праздничное оформление городских пространств – транспаранты, флаги, гирлянды, праздничная иллюминация и т. п. [3, 4].

Монументальные художественные произведения высокой духовности. Самым известным подобным сооружением является статуя Свободы в Нью-Йорке, открытая в 1886 г. (скульпт. Ф.О. Бартольди, инж. Г. Эйфель) – подарок народа Франции народу США к столетию независимости. Монумент высотой 93 м размещен на острове Свободы в 3 км от острова Манхэттен.

8. Статуя Свободы (скульпт. Ф. О. Бартольди, инж. Г. Эйфель), Нью-Йорк, США

Изображения статуи Свободы – популярный туристский сувенир из Нью-Йорка. Ее уменьшенные копии установлены в Токио, на родине скульптора Ф. О. Бартольди во Франции, в других местах.

На постсоветском пространстве создано множество грандиозных мемориалов, посвященных победе над фашистской Германией во Второй мировой войне.

9. Сравнение высоты наиболее известных монументов России

Среди них следует отметить скульптуры-монументы «Родина-мать» в Киеве высотой 102 м (скульпт. Е. Вучетич, архит. В. Бородай), «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане в Волгограде высотой 85 м (руководитель авторского коллектива скульпт. Е. Вучетич), мемориал Победы на Поклонной горе в Москве с обелиском высотой 141,8 м (скульпт. З. Церители, архит. Л. Вавакин, В. Будаев).

10. «Родина-мать» (скульпт. Е. Вучетич, архит. В. Бородай), Киев, Украина
11. «Родина-мать зовет» (руководитель авторского коллектива скульпт. Е. Вучетич), Волгоград, Россия
12. Мемориал Победы на Поклонной горе (скульпт. З. Церители, архит. Л. Вавакин, В. Будаев), Москва, Россия

Самой высокой в мире скульптурой-монументом является статуя Единства с фигурой В. Пателя – одного из лидеров борьбы за независимость Индии, установленная в 2018 г. в штате Гуджарат в Индии.

13. Статуя Единства, штат Гуджарат, Индия

Она в 2,5 раза выше статуи Свободы – ее высота с постаментом составляет 240 м.

В Китае, Японии и ряде других стран установлены гигантские статуи Будды высотой 100 м и более.

При создании огромных монументов важны не только их абсолютные размеры, но также местоположение и художественная выразительность. Статуя Христа-Искупителя (руководитель авторского коллектива архитектор А. Како) не очень велика – 30 м, с пьедесталом – 38 м, но размещена на вершине горы рядом с Рио-де-Жанейро в Бразилии на высоте 709 метров. Эстетически она очень выразительна, а по итогам всемирного интернет-голосования, приуроченного к началу ХХI в., признана одним из Новых семи чудес света [5].

14. Статуя Христа-Искупителя, Рио-де-Жанейро, Бразилия

Художественные произведения как «знаки места». Это наиболее разнообразные по форме и содержанию, а также наиболее важные для городов художественные произведения. Они служат ориентирами в городском пространстве.

На общественных территориях размещают скульптуры выдающихся личностей, монументы, обелиски, арки, а также ландшафтные арт-пространства. Например, в Сиэтле (США) в 2012 г. был создан Стеклянный сад, в котором выставлены фантастические композиции из стекла, созданные Д. Чихули.

15. Скульптурная композиция «Часы» как «знак места» в Сиодоми-центре, Токио, Япония
16. Арка, отмечающая въезд в общественный центр города Ханоке, Япония
17. Скульптура «Зодчий» (скульпт. В. Жбанов) на пл. Независимости, Минск, Беларусь
18. Фреска на здании с изображением писателя Кузьмы Чорного, именем которого названа улица, Минск, Беларусь

На жилых территориях – художественные произведения, имеющие символическое значение или предназначенные вызвать улыбку.

19–20. Стеклянный сад с фантастическими композициями из стекла, созданными Д. Чихули, Сиэтл, США

В одном из безликих современных московских жилых районов – Марфино – для упрощения ориентации использовали цветные символы экзотических животных (носорогов, верблюдов, слонов, жирафов, кенгуру). На основных подъездах и подходах к Марфино расположены крупные упрощенные схемы района с символами животных, выбранных для каждого квартала. Эти символы повторяются на асфальте, на специальных дорожных знаках, на глухих торцах зданий со схемами квартала и номерами домов. Внутри каждого двора также установлен символ большого размера, который хорошо виден в дворовом пространстве.

21. Синий носорог – символ одного из жилых кварталов в Марфино, Москва, Россия

В местах рекреации размещают пленэрную скульптуру, создают арт-парки. Например, арт-парк протяженностью около 1 км открыт в 2003 г. вдоль набережной Молос в Лимасоле (Кипр). Здесь представлены скульптурные композиции, созданные художниками из разных стран и отобранные по результатам международного конкурса.

22–26. Арт-парк у набережной Молос, Лимасол, Кипр

Индивидуальность художественных произведений придает индивидуальность пространствам, в которых они размещаются. Создание устойчивых признаков места – «знаков места» – с помощью художественных произведений является одним из условий обеспечения для человека психологической комфортности окружающей среды.

Городская среда воспринимается нами как серия зрительных образов и вызывает ряд последовательных впечатлений. Использование художественных произведений формирует композиционные акценты, выделяющие данный фрагмент городской среды из других, за счет их воздействия на психоэмоциональное состояние людей.

Эмоциональная выразительность художественных композиций, то есть способность вызывать у человека переживания, обеспечивается как физическими характеристиками пространств (их размерами, конфигурацией, пропорциями), так и содержанием произведений искусства. Наиболее эффективно закрепление эмоционального ощущения места, когда компоненты среды взаимосвязаны между собой определенным художественным сюжетом [5, 6].

Малые художественные формы. Они выполняют две основные функции: эстетическую (художественно организуют городские пространства за счет размещения произведений монументального и декоративного искусства) и функционально-декоративную (размещение городской мебели, торговых киосков, павильонов, городской рекламы, оформление витрин, вывесок, создание декоративных водных устройств, мощения, моделированние рельефа, декоративное освещение, озеленение и цветочное оформление городских пространств).

27. Керамические вазы с апельсиновыми деревцами на улице Таомароно, Сицилия, Италия
28. Фреска «Коты» на трансформаторной будке, Минск, Беларусь
29. Городская скульптура на ул. Комсомольской, Минск, Беларусь

Важно, чтобы утилитарные элементы благоустройства городской среды – ворота, заборы, трансформаторные подстанции и другое – были красивы и художественно обогащали городские пространства.

30. Входные ворота в Королевский ботанический сад, Эдинбург, Шотландия
31. Ограждение участка детского сада, Познань, Польша
32. Емкость для сбора пластиковых бутылок, Лимасол, Кипр

Праздничное оформление городских пространств. От праздников люди ожидают новых ярких впечатлений, неожиданности, преображения привычного облика улиц и площадей. Это возможность раскрепоститься, окунуться в карнавальную атмосферу. Соответственно должен формироваться и праздничный облик городов. Для создания эмоционально насыщенной атмосферы во время фестивалей, ярмарок, праздников и других событий требуется специальное оформление и оборудование.

33. Украшение деревенской площади к Пасхе, Кипр
34. Новогодняя елка на пл. Якуба Коласа, Минск, Беларусь

Каждый праздник должен быть индивидуален; необходимо разрабатывать свою дизайн-концепцию, новое праздничное оформление. Однако требования экономики диктуют обратное – максимально использовать то, на что уже затрачены средства и ресурсы. Поэтому нужен разумный компромисс – сочетание старого и нового, которое даст новый эффект. Стационарное оборудование, позволяющее закрепить флаги, транспаранты, гирлянды, праздничную иллюминацию, должно иметь простые и надежные крепления, быть прочным, а в будние дни – малозаметным и не нарушать архитектурного облика зданий и сооружений, на которых устанавливается.

Для праздничного оформления городов эффективно применение мультимедийных проекторов и плазменных экранов. Их преимущество заключается в возможности воспроизводить многокрасочное движущееся или статичное изображение, сопровождаемое звуком, быстро менять «картинку».

К оборудованию, устанавливаемому на время праздника, предъявляются следующие требования:

  • в период между праздниками оборудование нужно убирать, поэтому оно должно быть сборно-разборным, а следовательно, прочным и удобным для перевозки и монтажа-демонтажа;
  • конструкции должны быть вариабельны – давать возможность модернизировать праздничное оформление;
  • конструкции должны быть устойчивы и безопасны для находящихся рядом людей. Желательно, чтобы временное оборудование можно было устанавливать на землю без стационарных фундаментов.

Праздничное освещение (иллюминация) создается с использованием разноцветных огней гирлянд, люстр, орнаментов, панно, светящихся лозунгов и эмблем, световых сеток, цепочек, шнуров и светового дождя, ярких пятен, которые заполняют улицы и площади, парки, создавая приподнятую, торжественную атмосферу. Разнообразные очертания, формы изображения, широкий спектр цветов, конструктивных и технических приемов исполнения современной иллюминации должны соответствовать и дополнять световое и архитектурно-декоративное освещение города. Иллюминация может быть статичной и динамичной. Именно последняя дает больше художественных возможностей [5, 7].

Заключение. Скульптура, панно, фрески, барельефы, орнаменты, другие произведения монументального и декоративного искусства активно используются при формировании городской среды. Они не только украшают, но и наполняют городские пространства общественно значимым содержанием.

Использование художественных произведений является эффективным средством достижения разнообразия и узнаваемости городских пространств. При этом следует различать эстетическую организацию таких пространств и их функционально-декоративную организацию.

Художественное решение произведений монументального и декоративного искусства должно быть подчинено общему замыслу архитектурно-пространственной композиции. Выбор местоположения скульптуры, других произведений монументального искусства решается комплексно, с определением их размеров во взаимосвязи с архитектурным и ландшафтным окружением, условиями освещенности.

Литература

  1. Архитектурный дизайн: словарь-справочник / под. общ. ред.  Е. С. Агранович-Пономаревой. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 342 с.
  2. Потаев, Г. А. Философия современного градостроительства / Г. А. Потаев. – Минск : БНТУ, 2018. – 346 с.
  3. Боненберг, А. Инструментарий градостроительной композиции / А. Боненберг, Г. Потаев. – Poznan: Wydawnictwo Politechniki Poznanskej, 2018. – 193 с.
  4. Потаев, Г. А. Традиции и инновации в современном градостроительства / Г. А. Потаев. – Минск: БНТУ, 2022. – 203 с.
  5. Потаев, Г. А.  Композиция в архитектуре и градостроительстве / Г. А. Потаев. – М. : ФОРУМ; ИНФРА-М, 2019. – 304 с.
  6. Столяренко, Л. Д. Культурология: учебн. пособие / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов н/Д : МарТ, 2004. – 225 с.
  7. Потаев, Г. А.  Искусство ландшафтной архитектуры и дизайна : учебное пособие / Г. А. Потаев. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 429 с., [34] с. цв. ил.